НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Кто должен отвечать за невозможность использования банковских карт при оплате покупок? Сам клиент…

Сегодня в СМИ прочитал (в том числе в "Известиях"), что в Мещанский суд Москвы поступил первый иск от российского гражданина на российские и европейские "дочки" MasterCard по поводу того, что он (гражданин) не смог произвести 21 марта этого года покупку (в Москве, как я понял) с помощью своей MasterCard Classic. Истец оценил нанесенный ему моральный ущерб в 180 руб., но тут дело, что называется, не в сумме, а в принципе.
Очень любопытно, чем кончится дело…
[spoiler]
Я совершенно уверен, что дело это абсолютно проигрышное для истца и затеяно оно исключительно в PR-целях (имя его компании громко прозвучало в ведущим СМИ!). Надеюсь, что все решится в суде первой инстанции, а если не решится там, то уверен, что истцу откажут суды более высокой инстанции.

Из публикаций в СМИ совершенно не понятно, с какой статьи гражданин подал в суд на MasterCard, и почему суд принял его заявление.

Надеюсь, не нужно никому пояснять, что договор о получении карты клиент заключает не какой-то там платежной системой, а с конкретным банком. И банковская карта – это продукт данного банка, а не какой-то там платежной системы.

В суд можно подать только на нарушителя договора, а договорной стороной является банк (в данном случае – СМП Банк). А уж почему банк не выполнил свои обязательства перед клиентом – это его (банка) личное дело, пусть сам разбирается, если сочтет нужным, со своими партнерами…

Если с этим вопросом, мне лично, все ясно, то есть другой, более сложный.

Вопрос вот какой: а есть ли в договоре о банковской карте пункт по обязательству банка гарантировать выполнение оплаты через карту?
Я сейчас бегло посмотрел имеющиеся у меня договора по банковским картам (подчеркну еще раз – бегло, там очень много "буковок") и никаких подобных обязательств не увидел.
Банк имеет обязательства по обслуживанию своей карты в своих отделениях и в своих банкоматах. И нигде больше.

Т.е. вопрос о применении карты в качестве платежного средства – это риски исключительно клиента, его личные. Эта функция – дополнительная опция, а не гарантированная функция. И я, как клиент, отлично понимаю, что так это и должно быть.

Ситуация выглядит очень просто: если вы идете в магазин, то никто (в том числе магазин) не может гарантировать вам, что вы там сможете расплатиться картой. Хотя бы просто потому, что они не подключены к платежной системе, что оборвалась связь или просто сбоит терминал. В общем-то, то же самое с оплатой через Интернет или через банкомат.

Вывод отсюда только один: если вы хотите приблизить свою платежеспособность максимально к 100%, то нужно иметь наличные…

Конечно, эта проблема особенно остро встает по время зарубежных поездок, поскольку в каждой стране есть свои особенности использования карт.

Например, в Швейцарии карту принимают только при покупке свыше определенной сумму (кажется, 10-15 франков), помню, чтобы купить "магнитик", мне пришлось приобрести еще пару каких-то, не очень нужных, сувениров… С такой же ситуацией столкнулся в продовольственном сетевом магазине во Франции (причем, в одной сети не было ограничений, а в другой – были).

А в Дании вообще обошелся четыре дня без размена наличных – картой можно было расплатиться везде, даже за чашку кофе ценой в 50 руб. Но там у моего приятеля были проблема с приемом карты, у которой не было чипа (принимали, но не везде).

Не очень просто в США. Очень много Интернет-магазинов работают только с картами, выпущенными банками США.
Еще неожиданностью (уже там) является то, что они различают (редко, но бывает!) дебитовые и кредитные карты. Причем, как это ни странно, то, как у вас оформлена карта в банке (дебитовая или кредитная), совсем еще не гарантирует того, что она физически является таковой.

Проблемы тут возникают крайне редко, но могут быть. Например, в некоторых компаниях по аренде автомобиля (причем, в отдельных штатах), принимают только именно физические кредитные карты (я слышал про такие случаи, у меня было одни раз такое, как раз тогда я выяснил, что карта, которая у меня была оформлена как кредитная, оказалось физически дебитовой, а дебитовая – кредитной…)

В Португалии оказалось, что во многих местах (в том числе в сетевых продуктовых магазинах) не принимали международный карты, только местной платежной системы (на бензоколонках и в магазинах-кафе при них – принимали).

В Норвегии за 10 дней был только один случай, когда не смог расплатиться своей Визой: в небольшом кафе у шлюза канала Телемарк, мне сказали, что принимают только карты (в том числе Виза), выпущенные только норвежскими банками.
Но в этой стране наличные все же нужны: у них принято в дешевых отелях и в кемпингах предоставлят горячий душ только за наличные, через автомат – 10 крон (1,3 евро) – 4 минуты. Правда, есть способ, если нет нужной мелочи…

Вывод простой: риски с возможностью использования карт небольшие, но они – есть, они – ваши личные риски. Ничего тут страшного нет, просто нужно быть готовым. Если вы хотите максимально обезопасить себя: иметь 2-3 карты (разных банков, разных систем), а главное – иметь наличные (хотя бы для оплаты душа…).

В заключении еще небольшая история.

Одна из остановок в последнем автопутешествии – была в кемпинге, на берегу моря, в скалах. Приехали около 10 вечера, тут же появилась хозяйка и за пару минут оформила все финансовые операции, с помощью вот такой мобильной системы (подключение к интернету через WiFi), как она пояснила – шведская разработка.







Как видите – Visa Gold, выпущенная Сбербанком, вполне нормально сработала (как во всех остальных случаях). Кстати, хозяйка мне тут же еще и размена 50 крон бумажной по 10-кроновыми монетами... Поставили палатку, а потом кто-то в душ, а кто-то - в Атлантику...
Фото: