[spoiler]
Задумался о том, чтобы систематизировать причины неудач наших стартапов SaaS, проектов по SaaS у системных интеграторов и операторов (телекомы, банки и тп), имеющих свои клиентские базы. Назову их условно - SaaS-проекты. Хотелось бы получить мнения экспертного сообщества - причин может быть много и с одной точки зрения их не охватить. По этому многим это может оказаться полезным. Итак, у меня пока получился следующий список причин, почему SaaS-проекты не взлетают: 1. Продукт не востребован в своей нише в принципе - при создании концепции продукта не верно были определены основные нужды ЦА, на решение которых был направлен продукт. 2. Продукт не успевает развивать свою функциональность, чтобы быть действительно полезным в использовании у ЦА 3. Низкое качество продукта - препятствующие нормальной работе баги, отвратительная техподдержка, отсутствие хорошей документации (что еще?) 4. Не верно организованная машина продаж - низкая лидогенерация 5. Не верно организованная машина продаж - продают не в тех каналах где надо 6. Не верно организованная машина продаж - мотивация продавцов неверная 7. Не верно организованная машина продаж - продавцы не обучены продукту 8. Не верно организованная машина продаж - нет необходимого обучения пользователей 9. Не верно организованная машина продаж - нет послепродажного обслуживания 10. Низкая эффективность управления в проекте (долго запрягают и медленно едут, не понятно что делают, потеряли доверие инвесторов) 11. Продукт эстетически не приятен для ЦА (уродские формочки, не привычная логика использования и т.п.) 12. Инвестору не хватает терпения дождаться, пока проект выйдет на окупаемость, хотя проект перспективен (прекратили финансирование без пересмотра плана, не были готовы продолжать финансирование из-за того, что потеряли интерес, ...) 13. Недостаточное количество инвестиций (недооценили сложность проекта) 14. Слишком сложно изменять привычки пользователей, по этому тяжело продавать продукт новым клиентам, из-за этого низкая скорость прироста КБ 15. Партнеры не умеют и не хотят учиться продавать, а основной канал продаж - это партнеры (эту причину сбоев машины продаж выделил отдельно) |
Да, все это может быть причиной неудач, список можно расширить, проранжировать. Но все же, мне кажется, тут нет главной причины – низкая востребованность со стороны рынка, а именно – потребителей.
В какой-то мере в предложенном списке посвящен первый вопрос, но там все же говорится об ошибке разработчика по выбору создаваемого продукта. А проблема видится в том, что потребители не очень стремятся к использованию облачных решений, да и ИТ в целом.
Довольно низкая заинтересованность в ИТ – это следствие слабость российской рыночной экономики, низкая развитость рыночных механизмов, слабая заинтересованность в повышении эффективности бизнеса, и что возможно, еще важнее – отсутствие долгосрочного планирования (опять же следствие неустойчивости ситуации и слабая рыночная система). А ведь внедрение ИТ требует именно понимания долгосрочных перспектив.
Но это – общие экономико-политические аспекты.
Однако есть и другое: менталитет общества. Неверие внешним контрагентам, как таковым, как со стороны компаний, так и частных лиц. (Впрочем, это неверие тоже имеет в основе экономико-поличиеские причины.)
Это неверие хорошо видно на примере денежных операция: низкий уровень использования электронных форм расчетов. Разумеется, прогресс есть, но явно недостаточный.
Да, по мелочевке народ уже привык платить, но тоже очень немного.
В прошлом году я познакомился с процедурами купли-продажи квартир. Меня это искренне поразило: операции шли не через банковские счета, а через какие-то ячейки-сейфы. И это – система, а не исключение!
Сами процедуры не просто архаичные, но и крайне небезопасные (возможности обмана – на каждом шагу). Люди возят в Москву деньги по несколько миллионов рублей наличными в поезде из других городов. На себе – обматывая себя кушами с деньгами. Что-то из времен Гражданской войны.
Почему? Это вопрос я задавал знакомым риелторам. "Не верят банкам"… Причем, и сами риелторы – тоже не верят и советуют клиентом расплачиваться только налом…
Недоверие к облакам – это из этой же области. Во всяком случае – очень близко.
Что же делать?
Я как раз этот вопрос затрагивал в беседе с создателем Alfresco Джоном Пауэллом:
Но СЭД-внедренцам проще, у них есть и онпремис-предложения. А что делать именно облачным разработчикам? Ждать пока рынок созреет сам или все же постараться как-то форсировать ситуацию?
До сих пор наш облачно-сервисный рынок развивается исключительно самотеком. Прошел дождь – будет урожай, не прошел – будем "сосать лапу" до следующего лета.
Вопрос сложный. Тут есть очевидный замкнутый круг: чтобы продвигать-пропагандировать нужны деньги, а денег на этом рынке пока нет. Можно привлечь инвестиции, но нужны долгосрочные деньги. Тут опять упираемся в общую ситуацию в стране….
Кстати, эти вопросы попробуем затронуть на нашем очередной вебинаре
14.11.13, 11:00 Облака и СЭД. Часть 3. Обсуждаем проблемы реализации
Тут регистрация, здесь программа.
Присоединяйтесь!
"Вот что мешает"
Совсем свежий приказ, менее недели назад.
"Партия сказала, комсомол ответил - ЕСТЬ!"