Торгово-промышленная палата РФ представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги. Поэтому объем коммуникаций ТПП РФ, как внутренних, так и внешних, весьма велик. Организация электронного взаимодействия реализуется в рамках проекта «Электронная ТПП» — портала на платформе «1С-Битрикс», который включает сотни информационных ресурсов. Об истории этого проекта и перспективных направлениях его развития корреспонденту PC Week/RE Ольге Звонаревой рассказал директор департамента информационно-коммуникационных технологий ТПП РФ Михаил Максимов.

PC Week: С чего стартовал проект создания «Электронной ТПП»?

Михаил Максимов: В 2012 г. была принята новая стратегия развития системы ТПП РФ до 2020 г. Одной из ключевых стратегических инициатив было создание «Электронной ТПП»: нужно было организовать перевод рабочих процессов в электронное пространство. Кроме того, на фоне стремительного развития информационных технологий и общегосударственных трендов, выполнение таких программ, как «Информационное общество», «Электронное правительство», нам также важно было соответствовать современному уровню электронных коммуникаций.

PC Week: Что представляет собой созданный ресурс?

М. М.: По сути «Электронная ТПП» представляет собой информационное пространство, в котором взаимодействуют все субъекты системы ТПП РФ, предпринимательское сообщество и органы государственной власти. Это инструмент организации работы ТПП РФ и территориальных ТПП, который помогает решать наши задачи. Например — защита интересов малого, среднего и крупного бизнеса. Мы здесь выступаем звеном, которое транслирует данную проблематику непосредственно органам государственной власти. В результате появляются поправки в законы, формируются меры защиты. Представлена возможность электронного заказа услуг системы ТПП РФ. Большой объем работ сосредоточен в области сбора обратной связи от предпринимательского сообщества. Наше экспертное сообщество, в котором бизнес принимает непосредственное участие, формирует предложения, направленные на модернизацию экономики страны.

PC Week: Каким образом работает ресурс?

М. М.: Ресурс функционирует по принципу современных государственных порталов. Предпринимателю достаточно зарегистрироваться, чтобы получить услугу. Это удобная форма взаимодействия и очень хорошее подспорье в нашей работе.

PC Week: Когда и с чего началась работа над созданием платформы?

М. М.: Проект стартовал в 2012-м. Перед тем как строить такую ИТ-систему, задумались основательно. Как, на чем ее строить? Учитывали все: и стоимость владения, и варианты поддержки, и возможность последующего развития. Рассматривали как западные, так и отечественные программные решения. Знакомились с лучшими практиками крупных российских холдингов и корпораций. Многие из них используют отечественное ПО, и весьма успешно. В итоге, исходя из результатов наших изысканий и общих трендов — фокуса на отечественное ПО и импортозамещение, сосредоточились на нашем рынке. Отдельно рассматривали варианты, связанные с Open Source. Интересные есть решения, некоторые из них мы используем в своих системах. Но тем не менее выбор наш пал на решение «1С». Изучив опыт внедрения больших проектов, выбрали «1С-Рарус». Сейчас, спустя три года сотрудничества, могу сказать: проявили они себя очень хорошо.

PC Week: Что было важным при выборе решения?

М. М.: Вопрос интеграции. На сегодняшний день построено достаточно большое портальное решение, даже два — одно внешнее, другое внутреннее, в котором работают только субъекты системы. В системе собраны довольно большие корпоративные решения: CRM, система документооборота, система видеоконференцсвязи Поэтому не хотелось столкнуться с перспективой «шитья лоскутного одеяла», когда интегрируешь совершенно разнородные системы от разных производителей и с разной архитектурой. Безусловно, от всех рисков не застраховаться, но это те вещи, которые просчитываются перед стартом проекта. Заглядывая на перспективу, понимали, что количество пользователей будет расти. Уже сейчас в системе ТПП работают тысячи сотрудников. Это учитывалось в плане развития инфраструктуры.

PC Week: Что важно учесть на старте реализации подобного проекта?

М. М.: Любой проект по автоматизации начинается с выявления потребностей, описания бизнес-процессов. И в этой связи совместно с консалтинговой компанией была проведена огромная работа. Ключевой задачей было собрать всех пользователей на одной площадке, дать им инструменты для работы и выйти на совершенно другой уровень коммуникаций.

PC Week: Сколько торгово-промышленных палат на сегодняшний день функционирует в системе?

М. М.: В системе функционирует 181 палата, каждая из которых является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Все они разные: и по числу сотрудников, и по уровню владения компьютерной грамотностью. Портальное решение помогает вовлекать в систему пользователей самого разного уровня.

PC Week: Предусмотрены ли услуги, которые в рамках платформы можно получать целиком в электронном виде?

М. М.: Да. Внешний портал с модулем услуги мы запустили в 2014 г. Зарегистрированный пользователь может заказать услуги в электронном виде, а их более пятисот. Это и сертификация, и экспертиза, и многие другие. Кроме того, внедрен сервис, который позволяет получать необходимую информацию о том, является ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель членом ТПП РФ

PC Week: Каков порядок пользования ресурсом?

М. М.: Ресурс построен таким образом, чтобы дать максимальную свободу выбора нашим пользователям. К примеру, хочет человек заказать документ в электронном виде — все инструменты для этого есть. Хочет оплатить эту услугу в электронном виде — пожалуйста. Создав заявку, он будет видеть ее статус и все этапы обработки. Если же пользователь не хочет регистрироваться и оставлять информацию о себе, он может позвонить , заказать обратный звонок или получить необходимую информацию на электронную почту .

PC Week: В результате остается только приехать и забрать заказанный документ? Например, сертификат происхождения СТ-1.

М. М.: Именно так. Если говорить конкретно о сертификате СТ-1, то в электронном виде он не выдается. Поскольку в настоящее время это не предусмотрено действующим в отношении РФ международным законодательством. Применительно к сертификатам у нас внедрены системы, которые обеспечивают их хранение и верификацию, когда российские и иностранные таможенные органы имеют возможность проверить факт выдачи сертификата происхождения товара удаленно (в режиме онлайн) .

PC Week: Какие задачи реализуете сейчас?

М. М.: В мае мы завершаем построение системы CRM, которая поможет решать вопросы взаимодействия со всеми нашими контрагентами в рамках «Электронной ТПП». Речь идет не только о наших основных пользователях — членских организациях ТПП, которых уже больше 50 тыс. Взаимодействовать с ними — получать обратную связь, выявлять проблематику — весьма непросто, несмотря на уже имеющийся арсенал электронных инструментов. Помимо них есть еще сторонние компании, которые также нуждаются в услугах. Это может быть получение помощи или консультации или желание участвовать в деятельности общественных формирований системы ТПП РФ. С ними также надо выстраивать связи, которые необходимо регулировать и контролировать. Поэтому речь идет уже не о 50 тыс., а о миллионах пользователей нашей системы по всей стране.

PC Week: Каковы перспективы развития платформы?

М. М. Сейчас занимаемся развитием мобильной версии портала. Прорабатываем вопрос создания мобильных приложений.

PC Week: Спасибо за беседу.