Технология больших данных по-прежнему рассматривается как один из драйверов развития ИТ-отрасли на ближайшие годы. Учитывая сервисную направленность конференции Russian Information Services Summit (RISS) 2015, проведенной PC Week/RE 24 ноября, один из круглых столов был посвящен перспективам аналитики больших данных, предоставляемой в виде облачного сервиса. Следует отметить, что хотя мировой рынок Big Data растет хорошими темпами (+32% в год) и по некоторым прогнозам в 2016 г. выйдет на уровень 21 млрд. долл., в нашей стране отношение к новой технологии пока довольно осторожное. Опрос, проведенный PC Week/RE совместно с Frost & Sullivan, показал, что 88% отечественных компаний либо вообще не имеют дело с большими данными, либо находятся на начальном этапе их сбора и анализа, а 45% не считают указанное направление важным и не собираются в него инвестировать. И это при том, что лишь 28% респондентов сообщили, что деятельность их компании никак не связана с Big Data. По мнению директора по исследовательским проектам и руководителя направления Big Data компании «Форс» Ольги Горчинской, этот сегмент рынка в России только формируется и пока предложение превалирует над спросом.

Вполне вероятно, что одна из основных причин — слабая осведомленность о том, что собой представляют технологии больших данных. Приведенное ведущим круглого стола, директором Frost & Sullivan по развитию бизнеса в России Алексеем Волостновым классическое 3V-определение Big Data (Volume, Velocity, Variety) было некоторыми участниками круглого стола поставлено под сомнение, особенно в части предполагаемого большого объема данных. «Big Data — это далеко не всегда большие объемы, — полагает Data Architect из МТС Юрий Петров. — Скорее речь должна идти об углубленном статистическом анализе данных с применением методов машинного обучения. Причем, анализе очень оперативном, в масштабе времени, близком реальному. И при такой постановке задачи обработка даже 1 Тб может представлять большую проблему». В свою очередь Ольга Горчинская подчеркивает, что данные становятся по-настоящему «большими», когда к внутренним корпоративным источникам добавляются внешние, определяющие контекст для внутренних.

По мнению Юрия Петрова, для улучшения ситуации нужно проводить просветительскую работу. Соглашая с ним в целом, Ольга Горчинская предостерегает от имеющего место крена в сторону неких научно-фантастических сюжетов, которые подрывают доверие к такой просветительской работе и усиливают разочарование от реально достигаемых результатов. Она считает, что гораздо больший эффект дают небольшие пилотные проекты, в которых решаются реальные практические задачи. По словам Юрия Петрова? у некоторых российских компаний есть положительные примеры применения технологий Big Data в задачах кредитного скоринга (банки) и оперативного анализа поведения клиентов (телеком). Менеджер московского офиса Microsoft по продвижению Azure Сергей Хуснетдинов убежден, что хороший эффект дает общение поставщиков решений с высшим руководством заказчика, если оно ведется в терминах бизнес-эффективности, а не на технологическом языке.

Как показал опрос PC Week/RE, 57% компаний при принятии решения об инвестициях в технологии больших данных руководствуются потенциальной полезностью этих технологий для бизнеса. Юрий Петров считает, что вопросы стоимости тоже имеют большое значение для заказчиков. Проблема, полагает Ольга Горчинская, в том, что экономический эффект зачастую неочевиден: бывает довольно сложно обосновать отдачу от включения в анализ больших массивов неструктурированной внешней информации сомнительного качества в дополнение к хорошо верифицированным корпоративным источникам.

Тем не менее, если вернуться к заданной теме круглого стола, то его участники склоняются к тому, что использование Big Data в форме облачных сервисов вполне возможно. По мнению Ольги Горчинской, это относится в первую очередь к тем самым внешним данным, которые уже находятся в облаках (социальные сети, поисковые системы, онлайновые СМИ). Более того, их использование не лимитируется жесткими требованиями информационной безопасности. Гораздо труднее убедить корпоративные службы безопасности в допустимости использования облачных сервисов Big Data, предполагающих вынос в публичное облако конфиденциальной корпоративной информации. Впрочем, как считает Сергей Хуснетдинов, представление о недостаточной безопасности облаков является расхожим предрассудком: по оценкам Microsoft, облака защищены лучше, чем традиционные информационные системы большинства предприятий.