SAP объявила о развертывании двух своих флагманских облачных решений Ariba (управление закупками) и SuccessFactors (управление персоналом) на мощностях собственного московского ЦОДа, запущенного в конце прошлого года в кооперации с Ростелекомом, и об их доступности для российских заказчиков. Генеральный директор «SAP СНГ» Вячеслав Орехов подчеркнул, что данный проект еще раз демонстрирует намерения компании продолжать развивать свой бизнес в России, продвигая здесь свои новейшие продукты и сервисы, которые реально могут помочь предприятиям и организациям страны повышать эффективность своей работы даже в условиях непростой экономической ситуации. Он отметил также, что облачные модели использования ИТ, как это обычно бывает с любыми инновациями, наряду с важными технологическими преимуществами создают и определенные новые проблемы и вызовы, на которые рынок должен находить оптимальные ответы совместными усилиями поставщиков, заказчиков и регулятора.

Одной из таких проблем, о которой на первой фазе продвижения облаков (изучение возможностей и опробование) фактически не упоминалось, но которая за последнюю пару лет стала выходить на первый план, являются вопросы трансграничности. Здесь возникает целый ряд вопросов, связанных с различной юрисдикцией поставщика и потребителя, необходимостью соответствия меняющимся нормативно-законодательных требованиям, обеспечением безопасности ИТ-систем и данных, а также с чисто техническими аспектами, такими как пропускная способность каналов связи, время задержки при обработке запросов и пр. Принципиальным решением этих вопросов является создание глобальными поставщиками собственных локальных дата-центров с размещаемыми в них прикладными решениями, что позволяет в полной мере учесть положения национального законодательства и специфику требований местных заказчиков, а кроме того, оптимизировать затраты самого провайдера на поддержку своего глобальной инфраструктуры вычислительных мощностей.

Именно такой стратегии придерживается SAP при работе на российском рынке. «Мы готовы поддержать всех наших российских заказчиков в плане соответствия новым законодательным требованиям и возможности максимально эффективно использовать преимущества современных облачных решений», — заявил Вячеслав Орехов. Он пояснил, что развернутые компанией в России решения полностью соответствуют введенным в действие с 1 сентября положениям закона 242-ФЗ о необходимости хранения персональных данных граждан России на территории страны. Более того, в российском ЦОДе развернуты все необходимые программного аппаратные средства, которые работают полностью автономно и не зависят от каких-то зарубежных ресурсов. Оператором сервисов является российская дочерняя структура SAP — ООО «САП СНГ», которая находится полностью в местной юрисдикции и уже зарегистрирована Роскомнадзором в качестве оператора персональных данных. Для всех информационных систем, функционирующих в московском ЦОДе, уже получены аттестаты соответствия 2-му уровню защищенности персональных данных в системе сертификации ФСТЭК России.

Локализация облачных сервисов, уверены в SAP, сделает их более доступным для российских заказчиков, это, свою очередь, позволит предприятиям более решительно продвигаться в сторону использования эффективных облачных ИТ-моделей в целом. Хотя, конечно, понятно, процесс этот будет эволюционным, поэтапным, именно поэтому сейчас в России развернуты именно те средства, которые, по мнению SAP, могут быть наиболее востребованы в нашей стране.

Руководитель отдела по оказанию консультационных услуг по управлению персоналом компании PwC Карина Худенко отметила, что облачные сервисы позволяют не только получить сугубо ИТ-эффект (затраты, масштабируемость, надежность и пр.), но и, что с точки зрения заказчика может быть намного важнее, — повысить эффективность самого бизнеса за счет использования новых возможностей, реализация которых в онпремис-решениях является сложной или почти невозможной. Например, речь может идти о различных форматах удаленного взаимодействия менеджеров по персоналу с сотрудниками и кандидатами на работу, о проведении онлайного обучения и пр. При этом нужно иметь в виду, что нынешнее поколение уже привыкло к использованию современных ИКТ-средств и «дедовские» методы работы негативно отражаются на общем имидже работодателя. В то же время сейчас видна заметная потребность компаний в постоянной работе по повышению квалификации кадров, особенно молодых специалистов, подготовка которых в вузах, по мнению представителя PcW, в последние годы оставляет желать много лучшего. «Это поколение, пострадавшее от нашей системы образования», — пояснила Карина Худенко.

Именно необходимость решения задач обучения и переподготовки персонала подвигли сотового оператора МТС взять на вооружение облачное решение SuccessFactors Employee Central. Представитель оператора Юлия Цапкова сообщила, что уже первый опыт освоение сервиса показал, что он достаточно просто интегрируется с используемыми в компании системами обучения, до конца года к новому сервису будут подключен ряд подразделений МТС и начнется его промышленная эксплуатация. Но все же в полной мере оценить эффективность использования облачного решения SAP можно будет только спустя два-три года, считает она.

Другой пример использования облачного сервиса SuccessFactors привел член правления ГК АКИГ Алексей Шипов — в его организации он используется для проведения в масштабах всей страны разного рода молодежных олимпиад и конкурсов. В группе компаний пилотное развертывание системы на основе этого решения была проведено еще в начале текущего года за три месяца. Помимо экономии средств собственно на ИТ-проект подобного масштаба (от Калиниграда до Владивостока) это позволило выйти на возможность реализации новых задач без увеличения штата сотрудников, отметил он.

Вместе с тем представители заказчиков говорят и о том, что внедрение облачных ИТ-моделей сопровождается определенными, впрочем, давно известными, проблемами — непривычность модели аутсорсинга как таковой, опасения по поводу безопасности и надежности решения. Отмечалось и то, что возникают трудности на уровне ИТ-отделов заказчиков — им тоже нужно менять свой менталитет и работать над повышением квалификации. Разумеется, все это — естественные «проблемы роста» при внедрении любых инноваций, и тут компании идут традиционной дорогой — освоение новшеств происходит эволюционно от автоматизации вспомогательных функций к критическим важным. Хороший вариант изучения возможностей облаков на практике — использование этих средств для новых направлений деятельности.

Однако, к сожалению, в последние полтора года в нашей стране на первый план вышла новая проблема в освоении передовых зарубежных ИТ-решений, в том числе и облачных, связанная с известной напряженностью международных отношений. Возникает ситуация, когда, с одной стороны, для продвижения своих облачных предложений в России поставщикам нужно проводить работы по их локализации, а, с другой, в условиях политической и экономической нестабильности они опасаются инвестировать в подобные проекты. В этих условиях SAP показывает пример стратегического видения ситуация с учетом долгосрочных задач.