Использование облачных моделей еще не является на ИТ-рынке «предметом широкого потребления » (то, что по-английски называется «commodity»), но уже перестало быть диковинной вещью. Мифы, как пугающе пессимистичные, так и чрезмерно оптимистичные, улетучиваются, на смену им приходит понимание реальных преимуществ и проблем, встают вопросы, как лучше использовать достоинства и как быстрее преодолевать трудности. В целом ситуация напоминает переход от фазы лабораторных исследований к этапу опытно-промышленной эксплуатации.

Именно так можно охарактеризовать текущий момент в облачной сфере, если попытаться «осреднить» экспертные оценки, прозвучавшие на состоявшемся в конце сентября открытом заседании бизнес-клуба, проведенного совместно Ассоциацией стратегического аутсорсинга (АСТРА) и консалтинговой компанией KPMG. Там же был сделан вывод: изменение уровня готовности ИТ-заказчиков к использованию облаков требует коррекции действий и ИТ-поставщиков по расширению спектра своих предложений и методов их маркетингового продвижения. Многие проблемы на пути облаков сегодня лежат в плоскости существующих ментальных и нормативно-законодательных препятствий, для преодоления которых желательно применение совместных отраслевых усилий, причем как поставщиков, так и заказчиков. В этой ситуации АСТРА представила на данном собрании свою программу развития облачного направления в России на ближайшие два года, к которой пригласила присоединиться все заинтересованные стороны.

Вектор отношения к облакам заказчиков в мире изменился от настороженно-недоверчивого на реальный позитивный интерес. При этом перед рынком встает целый набор качественно новых вопросов, которые ждут оперативного решения. Их тезисно озвучил старший менеджер KPMG Андрей Дроздов, базируясь на проведенном своей компанией исследовании облачных сервисов в 16 ведущих странах Америки, Европы и Азии (к сожалению, Россия не вошла в список участников). В целом спектр вопросов в отношении облаков у заказчиков сместился от «зачем и почему применять облака?» к тому «как их применять?».

Парадокс (впрочем, вполне естественный) ситуации заключается в том, что ряд опасений развеялся, но при этом выяснилось, что на пути к облакам есть действительно серьезные препятствия. Позитивным же моментом является то, что рынок в целом уже поверил в перспективность и эффективность облаков и готов к решению возникающих проблем. «Опыт показал, что проблемы с расширением применения облаков становятся намного сложнее, чем это поначалу многим казалось, — подчеркнул докладчик. — Это касается технических аспектов, таких как управление данными, системная интеграция, построение отношений с множеством облачных провайдеров. Но, наверное, главной проблемой является необходимость достаточно радикального изменения всей сложившейся на сегодня системы отношений между бизнесом и ИТ, причем в первую очередь именно внутри организаций. Более того, многие предприятия понимают, что им нужно менять даже собственную бизнес-модель работы на рынке с учетом новых облачных ИТ-возможностей. Если до сих пор основной бизнес и его ИТ-поддержка в организациях были все же достаточно четко отделены друг от друга, то в облачных условиях происходит их усиленная интеграция, компаниям нужно решать вопросы развития бизнеса и ИТ совместно, в едином ключе».

Качественные изменения видны и по тому, какие эффекты ждут клиенты от использования облаков: если еще несколько лет назад фокус их интересов был сосредоточен на сугубо ИТ-аспектах (в первую очередь, снижение затрат на ИТ), то сегодня он лежит все больше в сфере основной деятельности предприятия — какие бизнес-выводы можно получить с их помощью, причем в стратегической перспективе (хотя вопросы снижения затрат по-прежнему являются актуальными).

Исследование KPMG показало, что сейчас заказчиков волнуют три ключевые облачные проблемы — безопасность, соответствие нормативным требованиям и вопросы налогообложения.

Безопасность — это традиционная и, конечно, очень важная тема для ИТ. Именно она на протяжении многих лет выступала главным аргументом «против облаков». Но сейчас в «безопасных» настроениях клиентов произошел решительный перелом: есть уже достаточно четкое понимание, что облака при правильном их применении не снижают (как думали раньше), а повышают безопасность и надежность работы ИТ. Но именно при правильном применении! Проблема тут заключается в том, что при работе с облаками компаниям нужно зачастую принципиально менять (по сравнению с традиционными моделями онпремис) свои подходы к обеспечению безопасности.

Существенная проблема на пути продвижения облаков — необходимость изменения всего законодательного окружения, которое исторически ориентировалось на онпремис-модели. Специфика и сложность вопроса заключается в том, что сейчас процесс адаптации законодательной базы идет в основном на национальном уровне, каждая страна решает их самостоятельно, с учетом уровня развития собственного ИТ-рынка. Система общепризнанных международных законодательных подходов еще не сформировалась, поэтому каждое правительство во многом идет путем собственных проб и ошибок (это в существенной степени относится к России).

Новая и весьма актуальная проблема сегодня — налогообложение ИТ-затрат. Опять же это связано в основном тем, что законодательная база в этой сфере формировалась с ориентацией на онпремис-модели, предприятия также выстраивали свои финансовые схемы именно на такое использование ИТ. В несколько упрощенном виде можно сказать, что в облачных условиях систему налогообложения нужно перестраивать от модели капитальных вложений к модели операционных затрат.

Еще один важным выводом проведенного исследования является то, что в связке бизнес-руководство — ИТ-руководство, меняются местами «ведущий» и «ведомый». Если раньше главным инициатором внедрения ИТ-инноваций был ИТ-отдел предприятия, то сейчас лидирующая роль переходит к бизнесу.

В целом анализ рыночной ситуации свидетельствует, что уровень готовности заказчиков к использованию облачных моделей и технологий неизменно растет, причем речь идет не только о количественных, но и качественных показателях (об этом на заседании бизнес-клуба говорил и целый ряд представителей ИТ-поставщиков). Наряду с повышением спроса на облака у предприятий возникают новые вопросы и проблемы, которые нужно решать. Чем же отраслевые объединения ИТ-производителей способны помочь своим клиентам?

Отвечая на этот вопрос, независимый эксперт (до недавнего времени директор по развитию бизнеса ОАО «Модный континент») Александр Артюхов высказал мнение, что в плане продвижения облаков ИТ-продавцам нужно для начала достаточно четко дифференцировать целевую аудиторию, осознавая серьезные различия в интересах и мотивации деловых пользователей и ИТ-специалистов. Основной акцент должен быть перенесен сегодня на руководителей бизнеса, поскольку переход в ИТ-облака в существенной мере связан со стратегией развития компании в целом. Но при этом нужно уметь говорить с заказчиками на языке бизнеса, простыми и понятными словами. «Было бы крайне полезно издать брошюры типа „Облака для чайников“, в которых кратко изложить для руководителей организаций и предпринимателей суть вопроса, возможности облаков, потенциальные проблемы и пути их решения, — поделился идеей эксперт. — Но только это не должно быть слащавой рекламной листовкой, нужно честно сказать о рисках и проблемах, показав при этом, как можно и нужно их решать. Люди, которые платят деньги за облака, должны понимать, что это не дань моде, а возможность получения реальных выгод для себя. При это выгоды могут измеряться не только в явном денежном выражении, но и в том, что бизнесмен сможет спать спокойно, не волнуясь, скажем, о безопасности своей деловой информации». Что касается ИТ-специалистов, то нужно понимать, что переход в облака создает для них целый ряд проблем, поскольку требует существенной переопределения своей роли в компании, возможно — квалификационную переподготовку. Поставщикам нужно понимать мотивацию ИТ-сотрудников, помогать им реализовать собственную внутреннюю перестройку.

Развивая эти предложения, начальник управления ИТ «Русагро» Сергей Потапов высказался в пользу создания некоторых типовых методик расчета экономической эффективности внедрения облаков, наверное, в виде набора разных подходов к такой оценке, по различным сценариям реализации проектов и с учетом особенностей вертикальных сегментов рынка. Очень важным, особенно сегодня, в сложной мировой обстановке, является понимание заказчиком сути существующей нормативно-правовой базы и того, как она может меняться в будущем, поскольку специфика облаков заключается и в том, что компаниям так или иначе нужно принимать во внимание распределенную, причем именно в международном плане, природу облачных вычислений. В этой связи было высказано пожелание, чтобы ИТ-сообщество активнее участвовало в модернизации существующих нормативных требований, отстаивая свои интересы и продвигая собственные предложения.

Подводя итоги обсуждения, председатель комитета АСТРА по развитию облачных технологий Евгений Равич рассказал о планах работы возглавляемой им структуры. В качестве целевых задач были названы помощь партнерам ассоциации в обсуждении проблематики Cloud Computing, проблем развития рынка и решении текущих задач, проведение маркетинговых исследований, участие в пилотных проектах, подготовка руководящих документов и рекомендаций, организация и проведение открытых дискуссий и рабочих встреч по облачной тематике. Организационно такая работа будет вестись в формате создания экспертного сообщества и рабочих профильных групп, взаимодействуя при этом с другими отраслевыми ассоциациями.