Что мешает компаниям широко использовать облачные технологии? Этот вопрос активно обсуждался на первом в этом году заседании комитета АП КИТ по мониторингу развития ИТ-индустрии, состоявшемся в конце февраля. Считается, что главными препятствиями на пути широкого использования облачных технологий являются сомнения ИТ-директоров и иных топ-менеджеров в надежности и безопасности облачных сервисов. А что привлекает компании в облаках? Скорость разворачивания облачных сервисов и их эластичность (то есть возможность не только быстрого разворачивания, но и быстрого сворачивания)? Но так ли это на самом деле? Ситуацию c облачными страхами и надеждами ИТ-директоров крупных отечественных компаний решила прояснить аналитическая компания Marketvisio Consulting, регулярно исследующая различные аспекты российского ИТ-рынка.

С этой целью она (путем живых телефонных интервью) опросила руководителей ИТ-направлений 73 компаний, работающих в различных отраслях (оптовая торговля, транспорт, логистика, банки, страховые компании, нефтегаз, энергетика, телеком, фармацевтика, химическая промышленность, машиностроение, металлургия, ГОК’и) и имеющих достаточно внушительный (свыше 250 ПК) машинный парк. География исследования была такова: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Челябинск, Уфа, Казань, Самара.

Исследование показало, что опрошенные хорошо знакомы с концепцией облачных вычислений: 69,9% из них знают, как работают облачные сервисы, а 27,4% имеют представление о работе сервисов за счет информации, почерпнутой из тренингов, презентаций и других источников. И лишь 2,7% респондентов слышали про концепцию облачных вычислений, но не знают, как она работает.

Как и следовало ожидать, большинство опрошенных ИТ-директоров в качестве основного сдерживающего фактора для использования облачных сервисов назвали вопросы безопасности. А вот вторым по значимости барьером на пути в облака для крупных отечественных компаний оказалось текущее законодательство. Кроме того, среди “бревен” на пути в светлое облачное будущее были названы вопросы прозрачности деятельности сервис-провайдеров, трудности с оценкой финансовой эффективности использования облачных сервисов, трудности с интеграцией различных облачных сервисов между собой и с необлачными сервисами, неготовность менеджмента компаний к использованию облачных сервисов, трудности миграции на облачные технологии, трудности миграции от одного облачного провайдера к другому и другие проблемы. На рис 3. показан рейтинг факторов, оказывающих сдерживающее влияние на использование компаниями частных или публичных облаков.

Что же касается мотивирующих факторов, то около трети респондентов исследования Marketvisio считают, что использование облачных сервисов поможет сократить ИТ-расходы в их компаниях. Чуть более четверти считают, что облака позволят увеличить уровень мобильности сотрудников. Среди других факторов, побуждающих компании к использованию частных или публичных облаков, были названы увеличение скорости запуска и смены сервисов, создание новых инновационных возможностей при использовании облачных технологий, снижение сложности инфраструктуры и другие причины.

“Результаты нашего исследования показывают, что через 1—2 года облаками планируют пользоваться чуть менее половины компаний изучаемого сегмента, — говорит аналитик Marketvisio Consulting Григорий Бецков. — В то же время будет расти уровень зрелости компаний в отношении наличия стратегия развития облаков. В настоящее время наиболее популярные сферы использования облаков в компаниях, чьи менеджеры приняли участие в нашем опросе, таковы: web-приложения, прототипы сервисов, разработка и тестирование. Сейчас среди наших респондентов наиболее распространены частные облака. Но в ближайшее время постепенно будет расти проникновение публичных и гибридных облаков”.

Справедливости ради необходимо отметить, что есть и другие “рейтинги страхов” перед облаками. На упомянутом выше заседании комитета АП КИТ директор по маркетингу и альянсам компании Parallels Константин Анисимов привел причины непереезда в облака небольших и средних компаний. Соответствующие диаграммы были получены путем опроса топ-менеджеров 400 российских и 400 американских компаний малого и среднего бизнеса (со штатом от 1 до 250 сотрудников). Легко заметить, что если российские компании больше всего пугают вопросы конфиденциальности данных, то для американских главным сдерживающим фактором является “цена вопроса”. Есть и другие различия. К примеру (как показывают исследования, проведенные по заказу Parallels), если сейчас одно американское СМБ-предприятие в среднем использует пять облачных сервисов, то одно российское СМБ-предприятие — лишь три.

Также есть исследования, показывающие, что основным препятствием на пути использования облачных технологий ныне являются не проблемы конфиденциальности данных и даже не вопросы экономической эффективности, а проблемы интеграции новой облачной ИТ-инфраструктуры с унаследованной и никуда не исчезнувшей уже имеющейся “наземной” ИТ-инфраструктурой.

Однако разница в итогах упомянутых выше исследований не должна пугать. Ведь страхи и надежды, связанные с использованием облачных технологий, зависят не только от размеров компаний и их географического расположения, но и от многих других причин. Включая уровень осведомленности владельцев и топ-менеджеров предприятий и организаций о возможностях этих технологий.