Кен Бергман знает о проселочных дорогах всё. Вице-президент по ИТ компании-перевозчика Greyhound Lines должен организовать движение пассажирских автобусов в 3800 конечных пунктах в больших и малых городах и деревнях США.

При проектировании и построении облаков главное — в обеспечении максимальной их гибкости и отзывчивости при наивысшем уровне защиты.

“Функции фронт-офиса, включая обслуживание веб-сайта, составление расписания и продажу билетов, являются главными в нашем бизнесе, — поясняет он. — Нам требуются сложные системы для управления процессами взаимодействия как с отдельными людьми, так и с аффилированными сетями”.

Для решения различных проблем и создания более надежной ИТ-платформы Бергман все чаще обращается к облаку. Компания, существующая 99 лет и обеспечивающая ежедневно отправку 13 тыс. автобусов по всей Северной Америке, пытается создать более динамичную и гибкую ИТ-инфраструктуру, способную обслуживать ее бизнес-среду.

“Облако предоставляет механизм, позволяющий нам легко масштабировать ПО, — говорит Бергман. — Это экономичный способ выделения альтернативных сред для разработки и интеграции ПО сторонних компаний в процессе трансформации бизнеса”.

Бергман не одинок. В последние годы использование облаков росло подобно грозовой туче в летний полдень. По некоторым оценкам, свыше 90% средних и крупных предприятий используют облака в значительных масштабах. Вопрос заключается уже не в том, применять ли облака, а в том, как и когда их применять.

“Организации преодолели восприятие облаков как угрозу для безопасности, — делится своими наблюдениями Джозеф Койл, главный технолог консалтинговой фирмы Capgemini по Северной Америке. — Руководители понимают, что облака обладают значительными возможностями, и теперь они смотрят на них с точки зрения использования для работы”.

Главное заключается в том, как проектировать и строить облака, обеспечивающие максимальную гибкость и скорость работы, а также наивысший уровень защиты. Не удивительно, что проблемы нарастают, когда данные путешествуют по предприятию и направляются за его пределы — к партнеру, на сайты и серверы других компаний. Во многих случаях виртуальные машины производят репликацию данных и подвергают их риску из-за отсутствия адекватного надзора и контроля.

“Руководители подразделений бизнеса и ИТ должны решить, какие приложения и данные размещать в облаке, как наблюдать за этими данными и как лучше всего распространить защиту на партнеров и сайты других компаний”, — говорит Койл.

Курс на облако

Несколько лет назад крупные компании обычно обращались к облакам для увеличения мощности серверов в случае необходимости (как правило, пользуясь услугами таких корпораций, как Amazon EC2 или Rackspace) либо для управления множеством приложений с использованием услуг “ПО как сервис” (SaaS). Но в последнее время произошел взрывной рост количества облаков. Различные подразделения, в том числе и те, что занимаются маркетингом, финансами и персоналом, обращаются к растущему набору облачных сервисов и пользуются услугами типа “платформа как сервис” (PaaS) и “инфраструктура как сервис” (IaaS) для создания полноценной ИТ-среды.

Как сказал Койл, широкий подход на базе облака позволяет использовать модель оплаты пропорционально использованию, при которой расходы снижаются, а ИТ упрощаются. По его мнению, в облака будут переноситься системы ERP и управления цепочками поставок, средства обучения и тестовые инструменты, а также платформы разработки, которые в традиционных ИТ-средах могут потребовать значительных ресурсов. “Сейчас многие организации уже опробовали облака и переходят к их использованию, — считает Койл. — Они переносят в облака важнейшие приложения и данные”.

В Greyhound Lines облачные вычисления используются для повышения эффективности бизнеса. Компания применяет платформу CapGemini Cloud Orchestration Management Platform на базе Amazon Web Services. “Данное облако представляет собой легко масштабируемый механизм обслуживания и экономичный способ предоставления альтернативных сред для разработки и интеграции с продуктами сторонних компаний, — пояснил Бергман. — Мы можем более динамично и гибко наращивать и снижать производительность серверов”.

Более того, сконструировав адаптируемый интерфейс пользователя для облачной среды разработки, компания получила возможность задействовать созданные приложения в различных проектах и задачах. “Мы можем очень быстро вносить изменения”, — добавил он.

Компания создала в облаке несколько работоспособных производственных сред: инструменты для организации совместной работы, систему управления знаниями, решение для управления активами, платформу разработки приложений. И хотя на данный момент основные производственные системы в облако не перенесены, все они находятся в той или иной стадии разработки, отметил Бергман.

“Мы методично продвигаемся вперед таким образом, чтобы максимально использовать возможности успешно функционирующей и безопасной среды. Нет сомнения, что впоследствии мы будем использовать данные и информацию совместно с другими предприятиями, но спешка здесь не нужна”.

Койл из Capgemini говорит, что проверяя возможности облачных сред и пытаясь лучше с ними ознакомиться, организации приходят к выводу о важнейшем значении данной технологи для эффективности бизнеса. Во многих случаях облака связывают разобщенные подразделения и различные функции и позволяют создавать более сложные и динамичные бизнес-сети.

Более того, в связи с использованием на предприятиях мобильности, социальных сетей, больших данных и других технологий они получают возможность создавать ИТ-среды, в которых целое больше суммы его частей. Это свидетельствует о наступлении новой эры инноваций и более целостного подхода к бизнесу.

Подготовка к новой эре

Облака во многих случаях помогают компаниям обрести такие возможности организации сотрудничества и управления потоками работ, о которых несколько лет назад нельзя было и подумать. При этом многие предприятия экономят на капитальных вложениях и получают выгоду от подключения к новой инфраструктуре, ПО и платформам при минимуме персонала и ИТ-ресурсов.

Например, в августе 2011 г. York Risk Services, провайдер решений для управления альтернативными рисками, пулами и претензиями, перенес ключевые функции управления людскими ресурсами в облако.

Компания, насчитывающая около 2,5 тыс. сотрудников в США и еще сотню за пределами страны, рассматривала решение SilkRoad SaaS как возможность значительно сократить расходы и повысить гибкость, в том числе предоставить персоналу доступ к данным с помощью iPhone.

“Мы можем пользоваться более сложными функциями, передавать в руки сотрудников больше информации и снижать общую нагрузку на ИТ, — поясняет директор Кевин Валенти. — Облако помогает нам получить конкурентное преимущество”.

Некоторые идут еще дальше и развертывают IaaS и иные облачные компоненты. Одной из таких организаций является National Asset Direct (NAD), предоставляющая услуги в качестве инвестиционного фонда и управляющей компании. Несколько лет назад главный технолог Джон Мадрид понял, что им необходимо резко повысить производительность труда и снизить операционные расходы на настольную вычислительную среду.

Компания долго пользовалась услугами провайдера хостовых сервисов для поддержки операционной среды на базе тонких клиентов. Хотя сотрудники NAD могли обратиться к своим виртуальным рабочим столам с любого тонкого клиента, установленного в любом офисе, удаленный доступ был связан с трудностями. С помощью Microsoft Outlook Web Access работники пользовались электронной почтой, находясь за пределами компании, но использование офисных инструментов, совместное использование файлов в сети и специальных бизнес-приложений посредством внутренней системы было ограничено. В результате стали происходить сбои в бизнес-операциях и снизилась производительность труда.

В 2011 г. NAD совместно со своим VAR-реселлером En Pointe Technologies рассмотрела варианты, предлагаемые различными производителями, и остановила выбор на dinCloud. Затем были перенесены в облако учетные записи пользователей, бизнес-данные, приложения, виртуализированные серверы и системы хранения.

В результате потребности компании в серверах сократились с пяти до трёх десятков, а ежемесячные расходы на ИТ-операции — на 50%. Кроме того, ужесточился контроль над ИТ и повысилась операционная гибкость, утверждает Мадрид. “За исключением системы VoIP вся наша инфраструктура теперь перенесена в облако. Мы получили возможность централизованного управления ИТ и более однородную среду безопасности”.

Озабоченность по поводу конфиденциальных данных в облаке рассеивается по мере того, как организации учатся создавать облачные среды. Некоторые компании предпочитают хранить базы данных и конфиденциальные сведения у себя, даже если они используют SaaS или IaaS.

Другие, включая ряд известных сетей розничной торговли и учреждений здравоохранения, обращаются к сторонним провайдерам, которые специализируются на хранении конфиденциальных данных в облаках и управлении ими. Во многих случаях эти фирмы обеспечивают более надежную защиту, более совершенное управление и более строгий контроль, чем их клиенты собственными силами.

Койл из Capgemini считает, что организации должны отказываться от традиционного подхода к построению ИТ-сред “снизу”. “На протяжении многих лет компании создавали ЦОДы, устанавливали серверы, добавляли ПК и развивали инфраструктуру компьютинга”, — отмечает он. Однако такая модель быстро вытесняется подходом, который он именует “сверху вниз”.

“Организации должны изучить бизнес-процессы или основное бизнес-подразделение и разработать матрицу решений, в которой определены требования бизнеса и способы решения всех проблем, от обеспечения высокой производительности труда до соглашений об уровне обслуживания и соблюдения безопасности”, — говорит он.

В этом новом мире информационных технологий инфраструктура, приложения и другие ресурсы все больше превращаются в товар. “Если организация формулирует свои потребности с точки зрения функционирования бизнеса, то у нее больше шансов сформулировать их правильно”, — поясняет Койл.

В конечном итоге это может привести к переносу 90% облачных приложений и сервисов в публичное облако. ИТ-подразделение должно оркестрировать эти облачные сервисы и превратить их в единое целое.

“Сегодня предприятию требуется такое ИТ-подразделение, которое поможет понять, как внутренние системы сочетать с облачными инфраструктурой, приложениями и данными в качестве стратегического направления развития”, — рекомендует Койл.