“Ростелеком” объявил о начале продаж облачных SaaS-услуг (SaaS) делового назначения для среднего и малого бизнеса. В настоящее время на сайте анонсированного еще год назад проекта www.o7.com (Национальная облачная платформа “Ростелекома”, НОП) можно подписаться на сервисы “Управление складом — Мой склад” и “Управление взаимоотношениями с клиентами — CRM”. Сейчас они доступны в макрорегиональных филиалах “Центр”, “Юг”, “Волга” и “Сибирь”, но уже в мае должны быть доступны и в других регионах страны. Сообщается также, что до начала лета на сайте НОП начнутся продажи услуг “Виртуальный офис Microsoft” и “1С: Предприятие”.

На сайте НОП в настоящее время два раздела — “Госучреждениям” и “Для бизнеса”, в первом шесть сервисов (“o7.Образование”, “o7.МФЦ”, “o7.Медицина”, o7.112”, o7.Имущество”, “о7.Культура”), во втором — два сервиса, ориентированных на СМБ. Деловые сервисы предоставляются с использованием нескольких тарифных планов в зависимости в основном от числа рабочих мест (для госучреждений ничего о ценах и тарифах не говорится). Так, стоимость одного рабочего места в день для CRM-решения составляет от 25 до 18 руб. (с увеличением числа подключений стоимость одного места снижается), в складском сервисе — от 7 до 184 руб., но тут тарифы подразумевают также изменение числа юридических лиц и объема базы данных.

По заявлению “Ростелекома”, на основе тарифов заказчики могут сами легко оценить эффективность использования облачных услуг. Так, при внедрении обычной онпремис CRM-системы в компании для пяти пользователей затраты только в первый год составят около 120 тыс. руб., из которых 90 тыс. руб. — инвестиционные. А при использовании аналогичной облачной CRM-системы клиенту не потребуется инвестировать деньги в оборудование и ПО, он может бесплатно протестировать сервис в течение месяца, а эксплуатационные расходы за первый год составят не более 45 тыс. руб. Таким образом, считают эксперты “Ростелекома”, облачные услуги дают возможность СМБ существенно снизить разовые затраты на организацию инфраструктуры, а затраты на эксплуатацию сократить практически в три раза.

В части бизнес-сервисов “Ростелеком” выступает в качестве оператора услуги, правообладателями собственно ПО остаются компании-разработчики (соответственно для складского решения и CRM “Логнекс” и “Асофт”, авторы давно известных на рынке сервисов “МойСклад” и Asoft CRM). При этом сами приложения размещены в дата-центрах “Ростелекома”, оператор отвечает за все юридические аспекты предоставления услуги, в том числе обеспечение технической поддержки “первой линии”. Правда, в “Положении об указании услуги” говорится лишь, что “Услуга предоставляется 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, за исключением времени проведения плановых работ согласно условиям Договора”. К сожалению, больше ничего об обязательствах и ответственности поставщика по SLA (соглашение об уровне доступности) в положении не говорится, а типовой вариант договора на сайте не представлен. Однако известно, что разработчики ПО обеспечивают “вторую линию техподдержки” (отвечают на вопросы, с которыми не справилась первая линия), и, разумеется, за ними остается функция сопровождения ПО (а возможно, и его развития).

Комментируя начало коммерческих продаж SaaS-сервисов, директор “Ростелекома” по работе с корпоративным и государственным сегментами Ольга Румянцева сказала, что “Ростелеком” одним из первых выводит облачные SaaS-услуги на рынок СМБ в регионы и выразила надежду на то, что ее компания сможет занять лидирующее положение на рынке SaaS-предложения для малого и среднего бизнеса. При этом она подчеркнула: “Перед нами стоит сложная задача по формированию этого рынка практически с нуля, так как на сегодняшний день лишь очень небольшое количество компаний СМБ используют облачные решения. Мы планируем к концу 2013 г. начать продажи пакетов с самыми необходимыми сервисами для ведения и развития бизнеса клиентов, делая их еще более доступными по цене”. Как пояснила топ-менеджер, “Ростелеком” рассматривает направление облачных услуг как стратегическое и в дополнение к SaaS-сервисам планирует вывести на рынок облачные услуги по модели IaaS и PaaS.

Однако тут нужно вспомнить, что “Ростелеком” не впервые анонсирует SaaS-сервисы и планы завоевания российского облачного рынка. Публичные заявления на подобную тему были сделаны еще год назад, в мае 2012-го, в торжественной обстановке на выставке “Связь-Экспокомм” в присутствии представителей Минкомсвязи, ведущих компаний-партнеров (Microsoft и “1С”) и большого числа журналистов. Речь тогда шла о запуске в режиме бета-тестирования набора SaaS-услуг “O7.Бизнес”, в состав которого помимо решений Microsoft (фактически — Office 365) и “1С” (ряд популярных приложений для небольших организаций) вошли еще шесть предложений, в том числе O7.ДОК (СЭД-решение, разработанное по заказу “Ростелекома” компанией ЭОС).

К сожалению, никакой информации об объявленных тогда сервисах “O7.Бизнес” на портале НОП “Ростелекома” сейчас нет, о результатах годичного бета-тестирования анонсированных тогда услуг (число подписчиков, их мнения и пр.) также ничего не сообщается. Как можно понять из пояснений представителей “Ростелекома”, сервисы от Microsoft и “1С” должны все же появиться в коммерческой доступности в ближайшее время, о судьбе других, в том числе O7.ДОК, ничего не известно.

В то же время, комментируя свое участие в SaaS-проекте российского телеком-гиганта, генеральный директор сервиса “МойСклад” Аскар Рахимбердиев отметил, что широкое присутствие “Ростелекома” на территории страны создает хорошую потенциальную возможность реализации канала продаж, особенно для регионов. При этом он сослался на уже имеющийся аналогичный опыт сотрудничества со Сбербанком: “Их проект “Деловая среда” показывает хорошую динамику роста продаж наших сервисов, я думаю, что и у других разработчиков, представленных там, также неплохие показатели”.