Microsoft подписала меморандум о намерениях с городскими властями Шанхая, в котором говорится о готовности корпорации передать лицензии на использование ее облачных технологий Windows Azure и Windows Server 2012 местному (но крупнейшему в Китае!) интернет-сервис-провайдеру 21Vianet. Все это делается с тем, чтобы, как говорится в соглашении, “дать возможность пользователям выбирать свой вариант “правильного” облачного решения, в том числе между схемами публичных сервисов и развертывания системы в своем собственном датацентре (онпремис). Рассказывая об этой новости в своем корпоративном блоге, генеральный менеджер подразделения Microsoft Server and Tools Division Дуг Хаугер называет такое лицензионное соглашение “поворотным пунктом” (landmark). И, вполне вероятно, он совершенно прав в подобной оценке, так как речь идет о прецеденте, серьезным образом корректирующим всю облачную стратегию Microsoft. Чтобы оценить суть события, нужно немного вспомнить об истории вопроса.

Будет ли доступна система Microsoft Windows Azure только в виде сервисов самой Microsoft или ее смогут разворачивать другие игроки рынка? Сразу хотелось бы обратить внимание на “витиеватость” вопроса, поскольку в нем используются несколько разных неоднозначных понятий. “система Azure”, а не “платформа” потому что с лета этого года Azure включает фактически три разных типа сервисов — PaaS-платформe, в изначальной задумке Azure, а также IaaS (инфраструктуру, проще говоря, возможность размещать виртуальные машины) и даже SaaS (к этой категории можно, наверное, с известной долей условности отнести сервисы тех же Web-сайтов). “Другие игроки” тоже могут быть разными — заказчиками, развертывающими ИТ у себя на площадке для решения собственных задач, и сервис-провайдеры, которые создают собственные сервисы для применения потребителями.

Так будут ли доступы Azure-сервисы в исполнении “не от Microsoft"? Этот вопрос появился на рынке ровно четыре года назад, в момент первого публичного анонса корпорацией самого слова “Azure”. Напомню, что первоначально компания говорила, что речь идет только о сервисе в собственном исполнении. Однако аналитики с недоверием относились r таким обещаниям по целому ряду причин, в том числе и потому, что такой вариант противоречил традиционной бизнес-модели Microsoft. И дело было даже не в принципах, а в том — сможет ли Редмонд занять достойные позиции на рынке облачных услуг (и уж тем более лидирующие), отказавшись от партнерской модели и ориентации на продажу именно лицензий.

Поэтому, когда летом 2010 г. на очередной глобальной партнерской конференции Стив Балмер объявил о намерении начать — пусть и в ограниченных пока масштабах — передавать технологии Azure сервис-провайдерам и крупным клиентам, то эксперты воспринzли эту информацию, как давно ожидаемую. Однако дальнейший ход событий показал, что с реализацией этих обещаний у Microsoft как-то не очень заладилось: время шло, а сведения о “раздаче лицензий” не появлялись, при этом представители компании упорно уходили от вопросов на эту тему.

D печати время от времени появлялись обрывочные сведения о намерении известных поставщиков инфраструктурных сервисов начать предоставлять собственные услуги на базе развернутой на их площадках платформе Azure. Сотрудники же Microsoft в кулуарных разговорах говорили, что скорее всего корпорация будет предоставлять корпоративным клиентам собственные готовые аппаратно-программные комплексs на правах арендs (обслуживаться будут полностью специалистами Microsoft, но развертываться — на площадках клиентов).

Последний (на начало нынешней осени) вариант позиции Microsoft озвучил руководитель отдела продвижения серверных решений корпорации Майк Шутц, сказав, что сейчас компания изучает возможности распространения технологий Azure на примере пилотных проектов с узким кругом партнеров и заказчиков, с тем чтобы на основе этого опыта определиться со своей стратегией в этом вопросе. Кроме того, в неофициальных беседах специалисты Microsoft поясняют, что все же система Azure сама по себе находится в существенной мере в стадии формирования и отладки и начинать ее распространение можно только по достижению ею определенного уровня зрелости. К тому же нужно понимать, что само управление системой требует соответствующей достаточно высокой квалификации.

Признавая справедливость этих доводов добавим также, что до сих пор и со стороны заказчиков (да и сервис-провайдеров тоже) пока не было особых потребностей в развертывании Azure на своих площадках. Первым нужно сначала провести ознакомление с платформой на уровне тестовых исследований и простых пилотных проектов, вторым для развертывания требуется наличие рыночного спроса, который находится сейчас в самой начальной фазе формирования.

Но прецедент с Китаем показывает: централизованный (все от одного поставщика) вариант предоставления в глобальных масштабах облачных ИТ-сервисов (во всех вариантах софта, платформы, инфраструктуры) для Microsoft уже в значительной степени исчерпал себя. Корпорация начинает переходить к использованию в общем-то традиционной для себя партнерско-распределенной схемы, которая имеет как географические, так и отраслевые (кооперация с представителями других сегментов рынка) аспекты. Можно уверенно предположить, что Китай — это только начало.