На прошедшем в сентябре в Москве втором Всероссийском MDS-форуме президент Kyocera Document Solutions Europe Йошиаки Ониши (Yoshiaki Onishi) сообщил о смещении приоритетов бизнеса компании в сторону решений по управлению документооборотом MDS (Managed Document Services). О выборе нового направления свидетельствует и смена названия компании — с Kyocera Mita на Kyocera Document Solutions (с 1 апреля 2012 г.). Он также обозначил план по продажам продукции Kyocera в Европе (включая Россию) в 2013 г. — 1 млрд. евро, отметив, что в 2012 финансовом году доходы от продаж составили 875 млн. евро, из них 17% приходятся на Россию, страны СНГ, Ближнего Востока и Африки, а 83% — на Европу. При этом он подчеркнул рост продаж в России.

Тарик Алхаурани, директор по развитию бизнеса Kyocera Document Solutions, пояснил, что представленные в России MDS-решения призваны сократить расходы клиентов, выбравших для себя новый источник оптимизации затрат. В настоящее время, по его словам, на российском рынке сложились благоприятные условия для развития этого бизнеса. “Наши клиенты уже интересуются комплексными решениями, которые будут не просто гарантировать высокое качество печати, но и повышать результативность бизнеса без ущерба для доходов компании и ее роста”, — сказал он.

На конференции, организаторами которой выступали Kyocera и APT Distribution, обсуждались тенденции развития российского рынка MDS, а также актуальные проблемы внедрения систем управления документооборотом класса MDS на предприятиях нашей страны, оптимизации процессов печати, создания систем конфиденциальности и контроля над печатью документов. По данным организаторов, из более чем 200 партнеров APT, принявших участие в форуме, более трети приехали из городов Поволжья, Уральского региона, Сибири и Дальнего Востока.

Kyocera предложила MDS как услугу в 2007 г., начав ее продвигать в разных регионах мира: в Америке, Европе, Восточной Азии, в Японии, а с 2009 г. с помощью своего партнера APT — и в нашей стране.

Надо отметить, что оценивать современные ИТ-рынки не всегда просто, поскольку в сегодняшнем мире модели управления, в том числе печатью, документооборотом и т. п., весьма разнообразны и зачастую подстраиваются не под классификации аналитиков, а, как считают в Kyocera, под заказчика, т. е. под реалии его бизнеса. Поэтому бизнес-модель MDS, продвигаемая Kyocera, в которой делается ставка на более комплексный подход к оптимизации затрат на документооборот в целом (включая затраты на печать), как бы выпадает из поля зрения аналитиков. Это объясняется, возможно, тем, что по неким канонам, удобным для мониторинга, анализа и пр., MDS не вписывается в уже “отработанную” (видимо, все-таки не до конца) модель MPS (Managed Print Services), которую, как полагают аналитики, применяют на рынке печати вендоры-конкуренты.

Так, ведущий аналитик IDC Исмаил Белов затруднился с определенностью назвать отличия MDS от MPS. IDC, как следовало из его выступления, вовсе не замечает такого рынка, как MDS (либо до некоторой степени ассоциирует его с MPS). Во всяком случае, никаких данных непосредственно по рынку MDS он не привел, ограничившись цифрами по рынку MPS, впрочем, намекнув, что MDS/MPS имеют некую связь.

Кстати, бизнес-модель фирмы Lexmark, выбравшей новый способ предоставления услуг по продвижению на отечественном рынке своей печатной продукции и предлагающей “печатать меньше”, можно отнести как к MDS, так и в определенной мере к MPS (хотя эти термины Lexmark вообще не употребляет). К модели MDS причисляют свои услуги Ricoh и Canon.

Тарик Алхаурани отметил, что 95% организаций не знают о том, что у них есть проблемы с документооборотом, поскольку “компании, у которых всего одна проблема с документооборотом, — удивительная редкость в наше время”. По его мнению, у большинства из них таких проблем как минимум четыре: расходы на неэффективные устройства, высокий уровень затрат на расходные материалы, большой бюджет на обслуживание и ИТ-услуги и, наконец, скрытые расходы, связанные с доставкой, администрированием и хранением запчастей и пр.

Решения MDS, которые предлагает Kyocera, позволяют, по утверждению г-на Алхаурани, снизить ежегодные затраты на печать на 30—35%, причем это цифры, “которыми мы руководствуемся, исходя из анализа различных проектов, реализованных по всему миру”. При этом услуги по управлению документооборотом подразумевают “тесное взаимодействие с заказчиком и оперативное реагирование на изменение его потребностей,” добавил он.

Kyocera в своих решениях, отметил Йошиаки Ониши, учитывает изменения потребностей рынка, на котором сегодня востребованы низкая общая стоимость владения техникой, высокая ее производительность, прозрачность расходов на документооборот, гибкость (так как, по данным отчета IDC за 2011 г., 33% всех офисных работников мобильны), безопасный документооборот.

Генеральный директор APT Distribution Елена Жуплатова сообщила, что их компанией совместно с партнерами за прошедший год было реализовано более 30 MDS-проектов на основе решений Kyocera, а количество авторизованных партнеров за год увеличилось с 5 до 30. “Интерес к MDS неуклонно растет как со стороны заказчиков, так и со стороны компаний, оказывающих услуги по внедрению MDS-решений”, — отметила она.

Константин Постриган, руководитель подразделения MDS в APT Distribution, дополнил: 15 MDS-проектов находятся в стадии подготовки, и более ста покопийных контрактов выполняются партнерами.

Не остался без внимания вопрос о способах привлечения заказчиков к проектам MDS. Так, о возможности внедрения на предприятии решений MDS вендора 30% клиентов узнали при заказе принтеров, 25% были привлечены на мероприятиях, проводимых APT, а (что представляет особый интерес) 45% “нашли нас сами”.

Стратегия бизнеса APT при продвижении решений MDS на российском рынке базируется на комплексном контракте, в который входят печатная техника, расходные материалы, сервисное обслуживание, консалтинг, программное обеспечение.

При этом если на западном рынке MDS всегда подразумевает аутсорсинг услуг печати, а также аренду или лизинг оборудования, то для российского рынка компания APT предлагает иное решение. Поскольку наши отечественные реалии делают аутсорсинг не всегда выгодным для заказчика, “мы, — пояснил Константин Постриган, — предлагаем MDS-решения на выбор — как подразумевающие аутсорсинг и аренду, так и услуги, не основанные на них. Это полноценные, гибкие решения по оптимизации процессов печати заказчика”.

Он сфокусировал внимание на проблемах, сдерживавших рост бизнеса в сегменте MDS в 2011—2012 гг. Сюда, в первую очередь, по его словам, следует отнести “осторожность вендора” при выходе с новыми решениями на российский рынок, затем “трудности продвижения MDS-решений за МКАД”, эпизодический недостаток ресурсов, необходимость “тонкой настройки” логистики. Значительным тормозом при реализации MDS-проектов, считает он, является “самоуверенность заказчиков”, часть из которых полагают, что освоить самостоятельно такие сервисы не составляет труда, а в результате процесс внедрения затягивается или вообще срывается.

В APT, сказал г-н Постриган, с весьма большим оптимизмом оценивают российский рынок MDS, считая, что объем реализованных на нем решений соответствует 50 млн. долл., в то время как неудовлетворенный спрос достигает 250 млн. долл.