На выставке “Связь-Экспокомм” фирма “1С” объявила о начале коммерческой эксплуатации сервиса “1С:Предприятие 8 через Интернет”, который в основном ориентирован на предприятия с небольшим числом пользователей, работающих с типовым функционалом программ без изменений и доработок.

Опытная эксплуатация облачного сервиса проводилась в течение семи месяцев, и сейчас на сайте 1Сfresh.com доступны четыре решения: “1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ” (ред. 3.0), “1С:Управление небольшой фирмой 8” (ред. 1.4), “1С-Камин. Зарплата” и “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8” (ред. 2.0). Все информационные базы пользователей хранятся в ЦОДе компании “1С”, отвечающем современным требованиям надежности и безопасности. Кроме того, пользователи могут сохранять свои данные и на собственных компьютерах в виде XML-файлов.

Запуская облачный сервис, “1С” не собирается отказываться от традиционного метода продвижения ПО, напротив, компания предлагает так называемый гибридный подход. “Пользователь может сам выбирать режим работы: хочет в облаке, а если не понравится, то может вернуться к традиционному, — объяснил директор “1С” Борис Нуралиев. — Главное это то, что “1С:Предприятие” будет выглядеть одинаково и вести себя одинаково, независимо от того, запускается оно на локальном компьютере или в окне браузера”.

Чтобы реализовать такую гибридную модель, “1С” пришлось переписать свою платформу. Так, в вышедшей в прошлом июне версии 8.2.14 была реализована возможность разделения данных (multitenancy), очень важная для работы по облачной модели, а в появившуюся в прошлом декабре версию 8.2.15 внесены изменения для работы по модели сервиса и другие усовершенствования. “Это была довольно сложная и тяжелая работа, но зато теперь сотни тысяч тиражных решений станут доступными в Интернете”, — сказал Борис Нуралиев.

Для облачного сервиса предусмотрены два тарифа: ПРОФ (до пяти одновременно работающих пользователей) и более скромный ТЕХНО (до двух одновременно работающих пользователей). Рекомендуемые цены на подключение к облаку “1С” соответствуют ценам на информационно-технологическое сопровождение 1С:ИТС.

Чтобы опробовать новый сервис, пользователь локального решения, имеющий действующий договор ИТС, может в течение месяца бесплатно параллельно работать с соответствующим интернет-решением, но затем ему нужно выбрать один режим или платить за оба — традиционный и облачный. Но, как подчеркнул Борис Нуралиев, выбрав один вариант, он может в любой момент его поменять на другой: “Если у пользователя был заключен договор 1С:ИТС, он конвертируется в лицензию на доступ к интернет-решению, и наоборот — лицензия на облачную услуга конвертируется в ИТС-поддержку локального решения уровня ПРОФ или ТЕХНО”.

По его словам, “1С” не планирует революцию: “Нам незачем загонять пользователей железной рукой в облака, мы хотим, чтобы те, кто решит туда перейти, смогли плавно и эффективно это сделать на наших же продуктах”.

Переход вендора на облачную модель обычно вызывает волнение среди его партнеров, потому что бытует мнение, что Интернет — это “убийца” посредников. Но глава “1С” так не считает: “На наш взгляд, и в облаке для партнеров найдется немало работы. Чем занимаются наши франчайзи? В основном настройкой решений под потребности предприятий. Но ведь эта работа никуда не денется”.

Однако сейчас через облако продвигаются лишь неконфигурируемые приложения. Поэтому партнеры могут заниматься продажами и консультациями. Так, в партнерской сети “1С” появится новый статус “Центр сетевой компетенции” (ЦСК), и подключаться к облачному сервису пользователи могут только через таких партнеров. Для получения этого статуса необходимо иметь ряд специалистов по продуктам “1С” и интернет-технологиям. “Одна из основных задач партнера-ЦСК — обеспечить качественную поддержку пользователей, — подчеркнул Борис Нуралиев. — Продукты не примитивные, и относительно высокая цена должна быть оправдана квалифицированным обслуживанием. За это партнеры получат половину от стоимости основной и дополнительных подписок на сервис”.

По его словам, пока интерес к новому статусу проявили несколько десятков компаний. Это немного, учитывая, что у “1С” порядка 7000 партнеров-франчайзи. “Далеко не все готовы заниматься облачными решениями. Ведь спрос со стороны пользователей еще невелик, но мы никого в облака насильно не тянем”, — сказал Борис Нуралиев.

Кроме того, партнеры смогут взять в аренду ПО “1С” и “хостить” решения на базе технологий 1СFresh. “Мы планируем лицензировать для своих партнеров дистрибутив сервиса и облачные приложения, чтобы они могли самостоятельно выполнять хостинг наших приложений”, — объяснил глава “1С”. Сейчас идет разработка дистрибутива сервиса “1С:Предприятие 8 через Интернет” для хостинг-партнеров, условий лицензирования сервиса и приложений. Осенью компания собирается запустить партнерскую модель в пилотном режиме.

Но уже есть первые примеры такого партнерства. На выставке “Связь-Экспокомм” был представлен совместный проект “1С” с “Ростелекомом”, в рамках которого “1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8” вошла в состав услуги “О7.Бизнес” на национальной облачной платформе “Ростелекома”. “Мы не только сами будем эксплуатировать это решение, но и передаем его партнеру, который предоставит своим пользователям возможность подписаться на его использование”, — пояснил Борис Нуралиев.

Выходя в облака, “1С” не забывает и о независимых разработчиках решений на своей платформе. Ведь успех любой платформы, в том числе и облачной, напрямую зависит от числа созданных для нее приложений. В начале апреля появилась бета-версия инструментария для разработки “1С:Технология разработки решений 1СFresh”, с помощью которого партнеры могут начинать создание и адаптацию своих решений для публикации в сервисе 1cfresh.com. Доходы от продажи доступа к этим решениям будут распределяться между партнером и “1С”. “Первой ласточкой стало решение “1С-Камин:Зарплата” компании “1С-Камин”, надеемся, что за ним последуют и другие”, — сказал Борис Нуралиев.

У “1С” уже есть опыт работы с партнерами по модели аренды ПО (SaaS). “Мы запустили этот проект в середине 2010-го в качестве эксперимента, так как хотели опробовать арендные отношения. И хотя мы его особо не рекламировали среди партнеров, тем не менее многие заинтересовались такой возможностью”, — заметил Борис Нуралиев. Сейчас арендой ПО занимаются 129 партнеров, а, по оценке IDC, за 2011-й, на долю “1С” пришлось 8,9% российского рынка SaaS. Правда, сам рынок SaaS пока невелик — 509 млн. руб., что составляет всего 0,58% от традиционных продаж ПО, но, по словам Бориса Нуралиева, у “1С” эта доля несколько больше.

Зачем же “1С” выходит в облака, расходуя много сил и ресурсов на переписывание своей платформы, в то время как облачный рынок еще так мал? По мнению Бориса Нуралиева, это перспективное направление: “Пока неясно, какую долю рынка займут облачные технологии, а какую традиционные. Конечно, во многом эта технология перегрета, но у облачного подхода есть и реальные преимущества, поэтому вполне вероятно, что спрос будет расти, и мы хотим воспользоваться этой тенденцией”.