Шумиха вокруг облачной тематики, пройдя пик “общественного внимания” в 2011-м, сейчас явно пошла на спад, но реальная востребованность облачных моделей организации бизнеса и соответствующих средств столь же заметно возрастает. Сегодня в целом уже всем понятно, что “облака” — это не маркетинговый мыльный пузырь, что Cloud — это объективная стратегическая тенденция развития ИТ в довольно долгой исторической перспективе.

В этой ситуации аналитики пытаются подкрепить общие разговоры о пользе облаков какими-то статистическими данными. Как обычно, в первую очередь они выдают количественные оценки объемов рынка, основной акцент при этом делая на перспективах роста, причем на достаточно долгий (например, пять лет) срок. Разумеется, профессиональная аудитория к подобным данным относится весьма критически, отлично понимая условность абсолютных оценок рынка (сейчас даже не очень ясно, по каким критериям те или иные услуги можно относить к облачным) и тем более прогнозов, формируемых на базе экономических моделей, уровень достоверности которых в очередной раз был продемонстрирован на примере продолжающегося уже более трех лет мирового экономического кризиса.

И тем не менее, несмотря на всю относительность оценок рынка, по мере повышения практического интереса к облакам у заказчиков растет и потребность в понимании рыночной ситуации и тенденций ее развития. Учитывая это, имеет смысл познакомиться с опубликованным не так давно отчетом Gartner “Magic Quadrant for Public Cloud Infrastructure as a Service” о положении дел по итогам 2011 г. на мировом рынке IaaS (инфраструктура как сервис). Сразу обратим внимание, что в России это направление ИТ-рынка, хотя о нем и ведется много разговоров, находится в общем-то в зачаточном состоянии. Но и в мире данная ИТ-сфера также пребывает на этапе “бурлящего” формирования. В то же время понимать происходящие на передовых ИТ-рынках процессы очень важно и для России в плане оценки перспектив в облачной сфере в нашей стране, в том числе имея в виду расширение нашей интеграции в мировое ИТ-пространство.

Говорим “облако” — подразумеваем публичные IaaS

Когда люди говорят “облачные вычисления”, то они чаще всего имеют в виду как раз публичные облачные IaaS-услуги. С этого очень важного замечания (учитывая царящую понятийную путаницу на рынке, особенно российском) начинается отчет Gartner. На данном моменте нужно отдельно остановиться и нам.

Действительно, IaaS — это только одно из главных направлений облаков (среди SaaS, PaaS и разного рода более специализированных вариантов). При этом уже давно в облаках выделяются публичные и частные схемы применения. И еще было бы очень полезно отличать именно облачные IaaS от традиционных, “необлачных” (разного рода аутсорсинг ИТ-ресурсов, в том числе хостинг).

Но при этом публичные IaaS являются “стержневой” составляющей всего понятия “облачные вычисления”, к тому же нужно учитывать, что фактически все облака вышли из публичных IaaS. Мы об этом уже писали, изучая “гносеологические корни” облаков: их неофициальным родоначальником считается сервис Amazon Elastic Compute Cloud, запущенный в эксплуатацию в 2007 г., от которого вошел в ИТ-обиход сам термин “Cloud”. Лишь позднее термин этот охватил уже существовавшее понятие SaaS (по аналогии с ним появились названия IaaS и PaaS), а затем идеология облачной инфраструктуры была распространена на внутренние ИТ-системы заказчиков, поэтому “изначальный” IaaS стал именоваться “публичным IaaS”, а в дополнение к нему появился еще и “частный IaaS”.

Gartner в своём отчете приводит такое (несколько упрощенное по сравнению с вариантом NIST, но в целом соответствующее ему) определение облачных вычислений: это модель предоставления вычислительных ресурсов в разделяемой многоарендной среде. Термин IaaS применяется к случаю использования именно аппаратных средств (серверы, устройства хранения и сетевая инфраструктура), реализованных в виде виртуального дата-центра с динамически управляемыми ресурсами. Публичный IaaS — это когда такой дата-центр изначально построен для обслуживания множества заказчиков.

По мнению Gartner, сейчас использование компаниями публичных IaaS связано с решением следующих основных задач: разработка и тестирование ПО, высокопроизводительные вычисления и пакетная обработка данных, реализация публичных Web-сайтов и Web-приложений (в том числе тех, которые имеют архитектуру, не спроектированную изначально именно для облака), а также выполнение разного рода не критически важных для заказчика бизнес-приложений. То есть речь в основном идет о задачах, внешних по отношению к инфраструктуре организаций. Но в то же время уже сейчас видна тенденция, когда многие компании, особенно из сегмента среднего бизнеса, переносят из своих собственных дата-центров во внешние облака и основные для себя функции. Хотя пока решение об использовании IaaS относится к разряду тактических, многие организации уже пытаются выстраивать отношения с провайдерами, имея в виду долгосрочное партнерство. Между тем Gartner считает, что нынешний рынок находится в слишком “бурлящем” состоянии, чтобы делать какой-то стратегический выбор, и потому рекомендует новым заказчикам фокусироваться на поиске облачных провайдеров, которые лучше подходят в данный момент. Сегодня не редкостью являются случаи, когда одна компания работает с несколькими IaaS-поставщиками при решении различных своих задач.

Общий обзор рынка

Публичные облачные вычисления IaaS (далее — просто IaaS) обеспечивают предоставление пользователям виртуальных машин (с заданным набором аппаратных ресурсов) в разделенном многоарендном пуле вычислительных мощностей провайдера. Организация IaaS подразумевает высокостандартизированное управление, что обеспечивает возможности автоматизации процессов и применение режима самообслуживания. В случае IaaS провайдер управляет самим дата-центром, размещенным в нем вычислительным оборудованием и слоем виртуализации. Но всё, что лежит поверх гипервизора, — ОС, ПО промежуточного уровня и приложения — относится к зоне ответственности потребителя, хотя функции управления этими средствами тоже могут быть переданы провайдеру или какой-то другой “третьей компании”.

IaaS пока еще нельзя отнести к разряду общеупотребимых сервисов. Хотя предложения провайдеров вроде бы очень похожи между собой, на самом деле они порой существенно различаются по набору характеристик, в том числе по доступности, производительности, безопасности и обслуживанию.

Gartner выделяет три основные категории потребностей заказчика при работе с IaaS.

  • Хостинг отдельного приложения и группы связанных приложений. Это наиболее часто встречающийся случай. Например, издательский дом реализует таким образом свой микросайт для работы с видеозаписями, софтверный разработчик размещает SaaS-предложение, розничный продавец создает пилотный вариант интернет-магазина в целях изучения спроса и т. д. Обычно это вполне “продуктивные” приложения (работающие в режиме промышленной эксплуатации), и все же тут есть значительная доля задач разработки и тестирования. Хотя некоторые компании используют хостинг и для критически важных нужд.
  • Создание собственного виртуального дата-центра (VDC), используемого для широкого набора различных вычислительных задач. Вариант VDC пока применяется не очень часто, но его популярность быстро растет в среде среднего бизнеса, который хочет заменить свою традиционную серверную инфраструктуру на IaaS. В этом случае VDC обычно очень похож на работу с внутренней виртуализированной средой, которая ранее применялась в организациях для разработки ПО и эксплуатации второстепенных приложений, но при переходе в IaaS заказчики все чаще переносят туда более важные задачи.
  • Пакетная обработка данных (batch computing). Пока она используется реже всего, но вариант этот довольно перспективен, и уже сейчас некоторые провайдеры ориентируются на предоставление именно такого рода услуг. В данном случае IaaS выступает как частный случай традиционных высокопроизводительных вычислений, в том числе grid-систем. Типичными задачи тут являются рендеринг, преобразование видео, разного рода научно-технические расчеты и математическое моделирование, аналитическая обработка данных и пр. Здесь обычно требуются вычислительные мощности в их традиционном понимании (процессор и память) за минимально доступную цену.

Что должны знать пользователи об IaaS

Представления о возможностях IaaS в среде потенциальных клиентов не всегда соответствуют реалиям, поэтому Gartner обращает внимание компаний на ряд важных аспектов данной темы.

Один размер не может подойти для всех. Поскольку всё облачное направление ИТ-рынка еще находится в стадии формирования, потребности заказчиков еще очень далеки от стандартизации, а потому и предложения поставщиков довольно сильно различаются между собой. Это относится, в частности, к таким показателям, как доступность и производительность, и имеет результатом значительную сложность инфраструктуры приложений. Со стороны пользователей наблюдается больший разброс требований по безопасности и уровню самообслуживания. Многие провайдеры, тем не менее, придерживаются подхода “один размер для всех”, хотя на рынке растет и число таких, кто ориентируется на более узкий круг потребностей заказчиков.

IaaS-провайдеры в основном относятся к категории поставщиков “масштаба предприятия”. Хотя многие новые игроки на поле провайдинга ориентируются на заказчиков из среды малого бизнеса, все же основной круг IaaS-поставщиков нацелен на средних и крупных клиентов или на технологические компании (например, онлайновый бизнес либо SaaS-сервисы). Соответственно традиционный подход к организации IaaS “низкая стоимость с приемлемым уровнем доступности и производительности” все больше смещается в сторону достижения очень высокой доступности, сильной защищенности, отличного обслуживания клиентов и предоставления дополнительных возможностей управления. К тому же созданные поначалу IaaS-системы обычно применялись для запуска новых, “настоящих облачных” приложений, архитектурно заточенных под работы в облаке. Сейчас же компании перемещают в IaaS без каких-либо изменений приложения, которые до сих пор работали на собственных виртуализированных серверах во внутренних дата-центрах.

На рынке можно наблюдать наличие разных вариантов приобретения центров для IaaS. Первопроходцами-пользователями на рынке IaaS были разработчики собственных сервисов. Они и сейчас остаются важной частью аудитории, но все же основная доля уже принадлежит бизнес-пользователям, которые располагают бюджетом организации и хотят снизить затраты, в том числе операционные, на ИТ.

Большинство IaaS-предложений включает возможности самообслуживания, в том числе для планирования загрузки вычислительных мощностей. Наличие таких средств обычно не снижает ИТ-затраты для тех компаний, у которых уже есть виртуализированная инфраструктура в собственных внутренних дата-центрах и соответствующая ИТ-команда. Поэтому для того, чтобы привлечь клиентов именно данным аспектом, IaaS-провайдеры должны предложить им что-то высококлассное, найти пути для повышения эффективности разного рода операций, например резервного копирования. В дополнение к самообслуживанию нужны развитые средства автоматизации операций, формирования отчетов и пр. Очень важным может оказаться API-доступ для управления инфраструктурой, это позволяет заказчикам, а также разного рода третьим фирмам-разработчикам создавать собственные средства управления своими платформами.

Использование облачных IaaS обычно не позволяет пользователям сэкономить деньги. Хотя многие компании исследовали возможности IaaS, имея в виду именно снижение своих затрат, все же большинство заказчиков приобретали эти сервисы с целью достижения более высокой гибкости или для получения инфраструктурных возможностей, которых у них не было в собственных дата-центрах. IaaS дает определенную экономию средств, когда заказчики решают краткосрочные, сезонные задачи, нуждаются в пакетной обработке или когда требуется быстрое восстановление после аварий. Эти сервисы также могут стать благом для компаний с ограниченными капиталами, для малого бизнеса, особенно стартапов. Для крупных предприятий, имеющих собственные дата-центры и обслуживающие их ИТ-подразделения, IaaS в режиме статичного распределения вычислительных нагрузок обычно не позволяет снизить расходы, более того, может даже оказаться более дорогостоящим, чем внутреннее частное облако. В то время как провайдеры постоянно борются за повышение своей эффективности и автоматизация самообслуживания позволяет снизить стоимость управления инфраструктурой, все же пока это не приводит к заметному уменьшению затрат заказчиков в целом.

Рынок IaaS является довольно сложным и быстрорастущими, оставаясь при этом весьма незрелым. Варианты сервисов значительно различаются, поэтому нужны дополнительные усилия для изучения реальных возможностей предложений на рынке. Динамично развиваются и сами сервис-провайдеры, многие из которых обновляют свои предложения ежемесячно.. Поставщики в большинстве своем имеют амбициозные планы, но реализовать их — дело не очень простое в условиях быстрой эволюции этого рынка.