Через два дня после выступления главного исполнительного директора HP Лео Апотекера на HP Summit 2011, в котором он изложил свое видение стратегии развития корпорации на ближайшие годы, свои пояснения, но уже в России дал и глава российского представительства HP Александр Микоян.

Собственно, в том, что центральным звеном стратегии HP станут облака, можно было не сомневаться — в нынешней ситуации проигнорировать активно набирающую популярность тематику было бы равносильно остановке на обочине шоссе, по которому основные конкуренты и партнеры устремились к тому, что сегодня представляется будущим ИТ. Вопрос скорее заключался в том, где в этом будущем HP видит свое место, и теперь можно определенно сказать, что амбиции компании вполне соответствуют ее масштабу.

В трактовке Александра Микояна (очевидно, совпадающей с трактовкой Лео Апотекера) главная идея стратегии заключается в бесшовном предоставлении безопасных, контекстно-зависимых сервисов для всех категорий пользователей. Причем бесшовность в данном случае предполагает не только свободу выбора типа устройства для подключения к сервисам, но и простоту смены ролей пользователя, который сможет легко переключаться между потребительскими сервисами и корпоративными. (Во всем этом, правда, ничего особенно нового нет — в той или иной интерпретации подобные идеи высказывались разными игроками на протяжении уже ряда лет, так что вопрос, скорее в том, как это будет реализовано.)

Как и многие другие игроки рынка, HP исходит из того, что облачная инфраструктура в обозримом будущем будет гибридной, т. е. в ней будут сочетаться публичные облака, частные и виртуальные частные (то же частное облако, только “вырезанное” из публичного). При этом свои частные облака предприятия будут строить под имеющуюся постоянную нагрузку, а в периоды пиковых нагрузок докупать недостающие ресурсы у внешних провайдеров, для чего должна быть обеспечена возможность бесшовного совместного использования внешних и собственных облачных ресурсов.

На поддерживаемой HP облачной инфраструктуре будут базироваться вычислительные платформы, предоставляемые в виде услуги (PaaS), и это позволит заняться созданием и внедрением приложений, которые будут доступны для всех в виде облачных сервисов (SaaS). И, наконец, верхний уровень облачной архитектуры — торговая площадка приложений, которые будут продавать HP и ее партнеры.

Переход к такой модели предоставления и использования ИТ, как считает Александр Микоян, займет довольно длительное время. С одной стороны, несмотря на быстрое расширение числа облачных проектов, предстоит еще решить множество вопросов, связанных с управлением и защитой таких инфраструктур. С другой стороны, предприятиям еще нужно осмыслить преимущества и перспективы новой модели. А потому, развивая данное направление, HP продолжит заниматься оптимизацией традиционных инфраструктур. При этом одну из своих важнейших задач HP видит в том, чтобы помочь заказчикам осуществить переход от традиционной модели использования ИТ к облачной.

“Такая трансформация — очень непростая вещь, и тут еще много нужно сделать, — признал г-н Микоян. — Организация гибридной облачной модели использования ИТ — это самое сложное, что есть в ИТ-отрасли”.

Почему компании пойдут по этому пути? “Мы считаем, что эта схема дает предприятиям более быстрый возврат инвестиций, возможность облегчить работу сотрудников и пользоваться методологиями для работы с неструктурированными данными, объем которых будет расти много быстрее, чем структурированных”, — отвечает Александр Микоян.

Самой же HP, по его словам, объявленная стратегия обеспечит рост бизнеса, повышение нормы прибыльности, а также возможности лучше распоряжаться своим капиталом. Кати Лесьяк, финансовый директор HP, уже повысила прогноз по дивидендам для акционеров HP на 2014 г. до 7 долл. на акцию.

Означают ли сформулированные Лео Апотекером положения изменение курса HP? Ни в коей мере. По словам Александра Микояна, все, что изложено в стратегии, компания уже делает на протяжении ряда лет (более того, он рассчитывает в скором времени представить проекты на основе облаков, реализованные HP в России), так что речь идет лишь о большей фокусировке на облачной тематике, что предполагает, в частности, развитие или приобретение компанией недостающих ей на данный момент, но необходимых для реализации заявленной цели технологий.

С учетом сильных позиций HP в аппаратной сфере речь идет прежде всего о программных технологиях, которые должны обеспечить связность, управляемость и безопасность облачных структур, а также работу магазина приложений. В частности, важная роль в обеспечении связности и бесшовности предоставления облачных сервисов отводится WebOS, первые устройства на базе которой появятся в июне, а затем, как заявил Лео Апотекер, пойдут “волна за волной”. Глава HP рассчитывает ежегодно продавать более 100 млн. устройств с WebOS: принтеров, смартфонов, планшетов и даже ПК (на данный момент, правда, не очень ясно, будет WebOS на них ставиться как вторая ОС или же как оболочка для Windows). Свою роль должны сыграть и ранее сделанные приобретения, в том числе компаний ArcSight и Fortify Software, специализировавшихся на вопросах безопасности приложений. А в качестве мощного инструмента обработки и анализа больших массивов данных HP будет продвигать решение компании Vertica Systems, продемонстрированное Лео Апотекером на HP Summit 2011.

Между тем, поскольку HP теперь позиционирует себя и в качестве поставщика облачных приложений, в Сети уже высказываются мнения о том, что компании будет трудно занять здесь достойные позиции без покупки какого-либо сильного и уже действующего в этой сфере игрока. Какого? Ну, например, Salesforce.com.