Отечественный бизнес с оптимизмом смотрит в 2011 г. Это продемонстрировали и некоторые итоги исследования GlobalCIO “ИТ в российских компаниях 2010—2011”. Согласно данным опроса, планы компаний по активному и резкому развитию (путем внедрения новой ИТ-системы) практически во всех областях выросли от 1,5 до 3 раз, а по постепенному (модернизации уже внедренных систем) — в 1,5—2 раза. Однако в исследовании акцентируется внимание на том, что очень существенный рост проектов развития ИТ вкупе с отсутствием заметного роста ИТ-бюджетов в 2010 г. потребует стремительного их увеличения в 2011-м, что пока выглядит маловероятным.

Активно развиваться, будучи ограниченным минимальным объемом выделенных средств, — задача не из простых. “Однако именно с этим сегодня приходится сталкиваться ИТ-директорам, — заметила Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового центра “ЮНИТИ”. — В последние месяцы 2010 г. к нам поступил ряд запросов на подбор топовых позиций: компании искали замену ИТ-директору, поскольку действующий, по мнению руководства, не справлялся со своими задачами. Перед новым CIO работодатели ставят, как правило, задачи по внедрению новой информационной системы, например “1С: Предприятие 8”, при этом ждут, что он сократит затраты на ИТ”.

Конечно, тема оптимизации отнюдь не нова и звучит в отрасли на протяжении последних двух лет. Но если раньше компании делали акцент исключительно на сокращении расходов, то сегодня они придерживаются политики “взвешенного развития": с одной стороны, готовы инвестировать некоторые (пусть пока ограниченные) средства, но с другой — ожидают от них высокой отдачи за счет повышения эффективности работы ИТ-структуры и компании в целом.

Все новое — это не раскрученное старое

Любой спрос рождает предложение, в данном случае потребности рынка точно совпали с теми возможностями, которые предоставляет виртуализация. Эта технология позволяет консолидировать несколько физических систем в виртуальных машинах на одной аппаратной платформе. При этом существенно повышается коэффициент полезного использования аппаратных ресурсов и экономятся денежные средства. Начиная с 2008 г. компании стали проявлять интерес к данной услуге. Но кризис сильно остудил его, поэтому многие интеграторы заморозили это направление из-за невостребованности.

Рассказывая об эффекте, который может принести фирме виртуализация, Валентин Емельянов, руководитель данного направления компании CompuTel, в первую очередь советует задуматься о ней тем, кто строит инфраструктуру “с нуля”, и тем, кто собирается модернизировать парк серверов или компьютеров пользователей. “Крупные проекты, особенно в области виртуализации десктопов, способны сразу принести ощутимый экономический эффект. Наиболее заметный результат можно получить в географически распределенной структуре за счет сокращения числа локальных администраторов, обслуживающих большое число филиалов. В подобном случае на 1000 пользовательских компьютеров уже за первый год после внедрения экономия может составить 150—200 тыс. долл., а за пять лет — от 2,5 до 3 млн. И это — учитывая только прямые затраты”, — пояснил эксперт. Валентин Емельянов заметил, что при небольшом числе серверов (3--4 хоста) стоимость проекта примерно одинакова как при использовании виртуализации, так и без нее (традиционный подход: один сервер — одна операционная система). Тем не менее значительная экономическая выгода появляется в перспективе. “В дальнейшем компания может быстро внедрять новые ИТ-системы, не покупая нового оборудования, поскольку обычно 3—4 серверов хватает с приличным запасом для небольшой организации”, — рассказал специалист.

“Рост числа реализуемых проектов виртуализации постепенно начинает обнажать дефицит специалистов в данной сфере, — отметила Елена Тимошкина. — На рынке труда стали появляться вакансии архитектора и инженера по системам виртуализации. Работодатели — как правило, крупные интеграторы. Требование — знание технологий виртуализации основных поставщиков: VMware, Citrix, Microsoft, главные задачи — технический пресейл, анализ инфраструктуры заказчика, подбор решений и руководство комплексными проектами — от подготовки ТКП до контроля этапа сдачи системы в эксплуатацию. Однако кандидатов (особенно с реальным опытом) — единицы, и все они, конечно, задействованы у конкурентов”.

По словам эксперта КЦ ЮНИТИ, у компаний пока единственный выход — растить собственных управленцев из тех любознательных и прозорливых специалистов, кто уже знаком с виртуализацией. При этом параллельно наращивать штат инженеров, долго разыскивая их на рынке или обучая силами своих профессионалов, а также на курсах. Однако подобные занятия проводит лишь небольшое число центров. Среди них — “Микроинформ”, HP, FastLane и Softline, “Специалист”. При этом пока обучение пройти можно лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Главные направления: проектирование, внедрение и управление виртуализацией.

Однако помимо компаний-поставщиков услуг в повышении квалификации будут нуждаться и специалисты организаций, использующих виртуализацию. Ее применение, по словам эксперта CompuTel, вызывает тяготение к централизации при построении инфраструктуры (даже если она не была основной идеей). “При этом централизации подвергаются не только системы, но и управление ими. Это приводит к необходимости наращивать квалификацию персонала в головном подразделении. Тем, кто будет непосредственно работать с платформой виртуализации придется приобретать дополнительные знания и умения. Кроме того, может значительно возрасти ответственность, возлагаемая на центральных администраторов. Но на периферии системы можно использовать менее квалифицированный персонал и сократить его число”, — пояснил Валентин Емельянов.

Итак, технология виртуализации ИТ-структуры частично позволяет сэкономить на персонале, тем не менее ее внедрение потребует от клиента привлечения в штат квалифицированного специалиста для поддержки новой системы. “На самом деле — это проблема, которая мучает организации последние 10–15 лет. Сфера информационных технологий стремительно развивается, предлагает организациям всё новые и новые возможности, которые упрощают и совершенствуют ведение бизнеса. Но каждый последующий продукт усложняет управление ИТ-системой и увеличивает требования к персоналу поддержки на местах, — считает эксперт кадрового центра ЮНИТИ. — Постепенно темп развития ускорился настолько, что, не имея специального образования, обычному руководителю становится сложно отслеживать все изменения и ориентироваться в тех предложениях, которые существуют на рынке автоматизации”. Особенно актуальна эта проблема для малого и среднего бизнеса, представители которого не могут себе позволить нанять квалифицированного ИТ-директора.

Но практика показывает, что и наличие грамотного CIO не всегда гарантирует эффективность инвестирования в ИТ. Это мнение подтверждает и опрос eMedia, согласно которому лишь 54% респондентов — руководителей ИТ-подразделений могут дать информацию о том, как часто то или иное приложение используется в компании, и только 24% ответили, что легко могут оценить стоимость владения приложениями.

Взгляд в будущее

В итоге – чем больше информационные технологии могут сделать для бизнеса, тем большую головную боль приносят они при решении кадрового вопроса. “Хороший многогранный профессионал очень дорого обходится компании. Кроме того, отсутствие подготовленных кадров на рынке труда стимулирует ИТ-специалистов к частой смене места работы или неоправданно завышенным запросам по заработной плате. К тому же увеличение количества систем в компании вызывает зачастую нелинейный рост числа сотрудников, необходимых для их обслуживания. В результате реальные расходы на ИТ оказываются значительно выше, чем непосредственно стоимость самих систем, и могут расти абсолютно непредсказуемо”, — заметил Антон Марченко, руководитель отдела маркетинга Softline Cloud Services. Эксперт считает, что эта проблема (не меньше, чем необходимость сокращения и реструктуризация ИТ-бюджетов) подталкивает компании искать новые решения для модернизации и развития своей ИТ-структуры. И будущее, по его словам, за облачными вычислениями: “Они предлагают компаниям другую модель — предсказуемые расходы без раздувания штата. Экономия происходит не только за счет стоимости системы и оборудования, но и за счет фонда оплаты труда”.

Если виртуализация у нас только выходит на уровень практического применения, то облачные технологии при большом публичном интересе пока не имеют достаточного спроса. Однако ситуация стремительно меняется. Так, уже по итогам 2009 г. компания IDC оценила только начавший в это время формироваться российский рынок облачных услуг в 4,8 млн. долл.. При этом, по прогнозам, в ближайшие годы он будет активно развиваться и к 2014 г. вырастет до 161,5 млн.

“За облаками — будущее… Не надо вкладывать средства в приобретение и поддержание собственных серверов, обслуживающий их персонал, тратить деньги на электроэнергию (причем сейчас немалые), на покупку лицензионного ПО — можно автоматизировать все ИТ-процессы, купив готовые пакеты (SaaS, DaaS, IaaS, PaaS), — пояснил преимущества облачных технологий Максим Бобырь, к.т.н., доцент Юго-Западного государственного университета (специалист по автоматизированным системам управления на основе нечеткой логики). — Я думаю, все начнут переходить в дальнейшем на облака. Эти технологии распространяются по миру так же неотвратимо, как и облачная погода при циклоне”.

По мнению Елены Тимошкиной, возможность использовать все достоинства новых решений без расширения штата может стать важным преимуществом в продвижении облачных услуг: “Последнее время все чаще непрофильные компании сталкиваются с проблемой подбора высококлассного ИТ-специалиста, даже если предлагают достойную зарплату. Соискатели, особенно программисты, делают выбор в пользу специализированных компаний, которые могут предложить дальнейшие перспективы для развития”.

Оценивая же кадровый рынок в целом, она отметила, что еще год назад рекрутеры называли специалистов в сфере облачных вычислений одними из самых дефицитных и перспективных. Однако пока подобных вакансий в работе нет. “Число компаний, занимающихся данным видом разработок — потенциальных работодателей, можно пересчитать по пальцам. И основной пул специалистов в области облачных вычислений состоит из их сотрудников”, — сказала Елена Тимошкина.

Тем не менее, по словам Максима Бобыря, облачные технологии не требуют каких-то сакральных знаний. “Работа в данном направлении подразумевает владение языками программирования PHP, MySQL, Ruby on Rails, Python, Java, Eclipse и Zend. Эти навыки можно получить в любом вузе на кафедрах вычислительной техники и программного обеспечения. В ходе учебного процесса подробно рассматриваются составляющие платформы виртуализации аналитической информации — Excel Services, Visio Services, PerformancePoint Services, PowerPivot и Reporting Services. Для обучения студентов новейшим разработкам в программу магистратуры вводятся специальные курсы “ОС для облачных вычислений (cloud computing)” — “Windows Azure”, “Приложения для Facebook»; для магистров кафедры “Вычислительная техника” облачных платформ — VMware, vSphere и VirtualBox”, — пояснил эксперт. Также он отметил, что желающие получить больше знаний, чем предлагают учебные курсы, могут почерпнуть их в Интернете. К примеру, IBM developerWorks предоставляет доступ к дополнительным бесплатным ресурсам, в числе которых онлайновые семинары и обучающие руководства по облачным вычислениям.

“На самом деле работа в ИТ-отрасли всегда требовала от специалистов готовности к постоянному и зачастую самостоятельному профессиональному развитию. Все чаще работодатель ищет кандидатов с “широким кругозором в области современных информационных технологий”, — считает Елена Тимошкина. Неудивительно, что сегодня, несмотря на весьма ограниченное количество интеграторов, которые сейчас рискуют развивать инновационное направление, тема облачных услуг будоражит отрасль. И среди требований к вполне обычным вакансиям, например системного администратора, уже значится знание и понимание облаков. Что ни говори, кругозор в цене!