Как свидетельствует статистика, в России, в отличие от США, билеты на поезд покупаются гораздо чаще, чем на самолет. При этом всем без исключения пассажирам знакомы очереди, нудное выяснение у кассира, какие места на тот или иной поезд еще есть, и потеря времени от крайне странного режима работы всех без исключения кассовых узлов на крупных железнодорожных вокзалах. Но, кажется, для пользователей сети Интернет проблема с покупкой билетов на поезда по России решена.

Естественно, сервис приобретения билетов с помощью Сети возник далеко не сегодня — всевозможные кассы по продаже билетов на самолет и поезд тоже используют каналы сети Интернет для бронирования и продажи билетов, взимая за это комиссионный сбор в сумме 6—8 долл. Такой же сбор, до лета этого года, был предусмотрен и на сайте Российских Железных Дорог, но для стимулирования продаж в виртуальном пространстве его отменили. Кроме того, силами РЖД на крупных вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга, а также других городов-миллионников уже установлено 45 транзакционных терминалов самообслуживания (в течение 2009 года к ним добавится еще 1 тыс. таких устройств), которые с середины декабря запущены в “боевую” эксплуатацию. Таким образом, пользователям впервые стал доступен достаточно стандартный и простой сервис, позволяющий самостоятельно сформировать реквизиты своей поездки и оплатить проездной документ в режиме online с использованием банковской карты. На наш взгляд, это хороший пример автоматизации с использованием удаленного подключения (по проводным и беспроводным каналам) к централизованной БД компании.

Отметим, что выбрать маршрут и оплатить поездку можно и на веб-сайте РЖД, и через терминал (он выглядит как самый заурядный банкомат с тач-скрином). Но в любом случае придется получить через терминал билет на бланке строгой отчетности. Перейти на полноценные электронные билеты, уже действующие в системе пассажирских авиаперевозок, РЖД пока не может по простой причине — у проводников поездов просто нет индустриальных мобильных терминалов для считывания штрих-кода с распечатки электронного билета (как это происходит в аэропорту) и его верификации через базу данных компании (продавался ли такой билет и кому). Поэтому ранее билеты, оформленные через веб-сайт (а с начала 2008 года их приобрели около 680 тысяч человек), приходилось распечатывать в кассах — это создавало известные трудности с ожиданием в очереди. Теперь проблема получения уже подготовленных проездных документов, скорее всего, будет решена — при выполнении терминалом самообслуживания операций печати и выдачи билетов, оплаченных ранее через Интернет, пассажиру достаточно ввести номер заказа и персональные данные одного из пассажиров в заказе (фамилию, имя, отчество и номер документа, удостоверяющего личность). В случае правильного указания перечисленных данных терминал производит печать проездных документов на бланках строгой отчетности — такие билеты по размеру и размещению информации напоминают посадочные талоны на самолет, а вместо копии билета после посадки в поезд пассажиру остается отрывной талон.

С помощью подобного сервиса покупку железнодорожных билетов через Интернет можно осуществить на все поезда дальнего следования, как по России, так и на международных направлениях, исключая Калининградскую область (для проезда через Литву требуется загранпаспорт и транзитная виза). Наиболее востребованными направлениями поездок, оформляемых через систему Интернет, по информации РЖД, являются крупные города — к примеру, Москва — Санкт-Петербург — Москва, Москва — Нижний Новгород — Москва, Москва — Казань — Москва, Москва — Сочи — Москва, Москва — Киев — Москва и т. д.

Вместе с тем, существуют и определенные ограничения. Во-первых, система продажи проездных документов через терминалы самообслуживания (они напрямую подключены к АСУ “Экспресс-3”, то есть клиент видит на дисплее ровно такую же информацию, как и кассир) предусматривает, что за один сеанс взаимодействия с ним можно купить билеты не более чем для 4 пассажиров. На каждого пассажира оформляется один проездной документ (билет). Во-вторых, продажа проездных документов (билетов) производится только по “полному” и “детскому” тарифам. Пока что не производится продажа проездных документов (билетов) на поезда международного сообщения (дальнее зарубежье), на поезда и в вагоны альтернативных перевозчиков, не производится оформление безденежных (к примеру по военным требованиям) и льготных проездных документов (билетов), а также оформление проездных документов для организованных групп пассажиров. Таким образом, данный сервис пока рассчитан на массового потребителя и обслуживание наиболее востребованных направлений поездок.