НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Интернет вещей:

Блог

Когда в России появятся если не отечественные “умные автомобили”, то хотя бы отечественные “умные шины”?

Или другие отечественные атрибуты, превращающие обычный автомобиль в “умный”… [spoiler]

Очень много общих и совершенно правильных слов можно найти в многостраничном релизе РАЭК об итогах делового завтрака “Роль ИТ в реализации Национальной технологической инициативы (НТИ)”, прошедшего 18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ’16) и организованного РВК, РАЭК и РУССОФТ.



Первым делом там напоминается, что в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики. Также приводится выдержка из этого послания, раскрывающая суть и цель НТИ: “На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада”.

А вот слова министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова: “…Россия переходит к развитию цифровой экономики и очень скоро ни одна отрасль не останется не цифровизированная. Если мы хотим иметь конкурентоспособную экономику мы должны выработать стратегию развития цифровой экономики…”

И ещё несколько цитат:

“Приоретизация цифровой экономики сейчас происходит во совсем мире, но этот процесс начался давно и уже есть страны- лидеры в этом развитии. Прошлый год очень четко показал правильность выбранных для развития рынков. Для меня оказалась удивительной скорость тех изменений, которые произошли в частности на рынках транспорта. Поэтому с полным понимание правильности выбранного пути , мне представляется необходимым понимание срочности, то есть необходимо понимать, что процесс цифровизации нужно запускать срочно для того, чтобы не остаться за бортом развития…” (Игорь Агамирзян, генеральный директор, председатель правления, ОАО «РВК»)

“Интересно, как сегодня транспортные системы все ближе и ближе подходят к технологиям. Мы наблюдаем настоящую технологическую революцию. Думаю, беспилотные автомобили станут не только технологичнее, но и безопаснее обычных. Нужно создать отдельные зоны, где можно протестировать такие автомобили” (Николаос Мавридис, профессор, руководитель Лаборатория интеллектуальных робототехнических систем автономной некоммерческой организации высшего образования “Университет Иннополис”)

“Самоуправляемые автомобили -- одни из главных трендов в области высоких технологий. Сейчас интерес вызывают недорогие решения по автоматизации вождения” (Олег Золотых, СЕО “Люксофт Россия”)

Никто с данными утверждениями (подобные слова льются с трибун уже много лет) не спорит.

Однако хочется конкретики. В том числе, конкретных целей, конкретных планов, конкретных затрат (инвестиций), конкретных сроков реализации конкретных планов, конкретных персональных ответственных и так далее.


Ниже вы видите фрагмент текста, который недавно попался мне на глаза во время работы над проектом публикации под условным названием “Умный (подключенный) автомобиль – наиболее интересная и наиболее понятная всем потребительская интернет-вещь”.



В минувшие выходные представился случай обсудить это утверждение с несколькими российскими автолюбителями, которые достаточно много колесят не только по дорогам нашей страны.

Один из них заметил, что в Европе автомобили с умными шинами, хотя и используются, но еще не стали стандартом де-факто.

Другой вспомнил, что в прошлом году грандиозные планы по созданию умных шин озвучила компания Пирелли  .

А третий рассказал такой случай: “Вдруг появляется сигнал, что в одной шине давление ниже нормы. Но визуальный осмотр ничего особенного не показал. Однако взял механический манометр и проверил все четыре колеса. Везде давление оказалось в пределах положенного. Тем не менее, в первый же свободный день обратился в фирменный автосервис и пожаловался на ложную тревогу. Предложили приехать. И что выяснилось -- давление упало в запасном колесе, которым много лет не пользовался и проверять которое даже в мыслях не было”.

На сайте Motor.ru про умные шины Pirelli нашел вот что (см. ниже)








   
Но это у них. А что у нас? Что, к примеру, в этом отношении делает некогда знаменитый Ярославский шинный завод (первенец отечественного “шиностроения”), ведущий свою историю с 1932 г.?

К сожалению, попытка зайти на сайт этого завода (см. изображенную ниже копию экрана) успехом не увенчалась  :cry:



Не прояснила ситуацию и всезнающая Википедия, в которой последняя запись, относящаяся к Ярославскому шинному заводу, датирована (см. изображенную ниже копию экрана) 2013-м годом. А последняя продуктовая новость (в декабре 1981 г. на предприятии собрана 200-миллионная покрышка) так и вообще относится к прошлому веку. Далее все новости связаны в основном с кадровыми перестановками и изменениями в составе собственников.



Впрочем, умные шины – не единственный атрибут, превращающий обычный автомобиль в машину определенной степени “умности” (см., например, апрельскую заметку  “Степень “умности” своих автомобилей россияне смогут повысить уже в этом году” ).

Некоторое представление о разнообразии такого рода атрибутов дают два слайда, изображенных ниже и заимствованных из апрельской презентации Cергея Вищука (Gemalto M2M Russia & CIS).





А вот ещё один слайд из этой презентации:



Как видите (см. также здесь), общемировое количество подключенных автомобилей стремительно растет. А что в этом отношении делает (или должен делать) отечественный автопром? Ответов на эти вопросы в материалах Петербургского международного экономического форума ПМЭФ’16 (да и других форумов) я, увы, не нашел  :(

В то же время планы зарубежных автопроизводителей по освоению рынка подключенных автомобилей вполне конкретны. Вот, к примеру (см. ниже), что в обозримом будущем собирается делать Ford:





В этих планах есть конкретные цели, конкретные сроки и конкретные суммы инвестиций для достижения поставленных целей. Хотелось увидеть столь же конкретные информационные материалы от отечественных компаний, готовых подключиться к освоению рынка подключенных автомобилей. При этом не обязательно (по примеру Google, Tesla и других компаний) браться за освоение заумных самоуправляемых автомобилей. Достаточно для начала освоить хотя бы производство умных шин или других атрибутов, превращающих обычный автомобиль в “умный”. Сразу “съесть слона”, как известно, трудно. Но съесть его “по частям” вполне возможно.  

Митин Владимир
                                                                                     Цена вопроса невелика

Уже после написания данного поста поинтересовался, насколько “умные шины” для автомобилей Ford дороже выпускавшихся ранее обычных шин? И вот что мне сообщили в PR-службе этой компании: “под «умными шинами» производители обычно имеют ввиду более продвинутые модели, которые считывают дорожное полотно. У автомобилей Ford стоят обычные датчики давления, которые не сильно отражаются на стоимости машины. На моделях, которые сейчас продаются в России, не индицируется какую именно покрышку спустило”.

Но если цена вопроса невелика, то что мешает оснащать датчиками давления отечественные автомобили? Ведь согласитесь, что своевременная информация о состоянии шин очень важна! Я бы даже сказал – жизненно важна!
Павел Махов
Наше отставание в автопроме от мирового уровня составляет в среднем более 10 лет. Если брать компонентную базу и бортовую электронику, то отставание определить невозможно - заделов в этих сегментах у нас вообще практически нет.
Соответственно, посыл автора статьи абсолютно верный - необходимо запускать пилотные проекты, которые будут идти в русле тенденций по созданию "умного автомобиля", начать с отдельных направлений: шины, навигационные сервисы, диагностика - вполне разумный подход. Проблема в том, что российские производители пока не умеют работать с подобными технологиями, а также не обладают навыками создания бизнес-моделей по монетизации подобных "умных" сервисов. Когда такие модели монетизации появятся (например, совместно с сервисными центрами), то развитие пилотных проектов пойдет быстрее. Возможно, программы НТИ смогут ускорить процесс.
Алексей Волостнов, директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan
Лукин Вячеслав
10 лет? Кто это вам сказал? Тут слово "отстали" не подходит вообще! Чтобы отстать, нужно стартовать вместе.
КАМАЗу, например сколько лет? 35? Как выпускали, так и выпускают ту же модель с небольшими изменениями так и выпускают.

Навсегда! Назовите хоть одну отечественную машину полностью сконструированную у нас. Или завод Ни один наш автозавод мы не проектировали. Все или ворованное или взаимствованное.