НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Интернет вещей:

Блог

Степень “умности” своих автомобилей россияне смогут сильно повысить уже в этом году

Автомобили могут быть не только “умными” или “неумными” (традиционными), но и “полуумными”. Причем степеней (разновидностей) этой “полуумности” может быть очень много. Почти столько же, сколько звезд на небе.[spoiler]

Ниже вы видите два плаката, которые были установлены в фойе состоявшейся вчера cемичасовой выставки-конференции Сonnected Car (“Вся правда об автомобилях будущего”), организованной компанией Smile Expo.



К сожалению, мобильное приложение СarComfo, которое ООО “Коннективити”, специализирующееся на разработке IoT-решений и облачных сервисов для мобильных и не очень мобильных пользователей, создает под девизом “Сделай свой автомобиль умным уже сегодня”, ещё не поступило на онлайн-полки магазинов App Store и Google play. Оно находится в стадии тестирования. Но разработчики сообщили мне, что широкому кругу автолюбителей оно будет доступно уже в этом году.

Предполагается, что данное приложение сможет взаимодействовать с различной автомобильной электроникой (в чаcтности, Android-автомагнитолой и телеметрическим устройством), но будет в состоянии работать и как обычное приложение для iOS или Android, потребляя при этом, как утверждают разработчики, очень небольшое количество Интернет-трафика. Результатом работы данного приложения может стать не только “История поездок”, но и “Оценка стиля вождения”.

Ознакомиться с последней, возможно, будет интересно страховым компаниям, которые при расчете суммы страховой премии принимают во внимание не только водительский стаж застрахованного, но и стиль его вождения.

Различные приложения для повышения степени “умности” автомобилей разрабатывает и Yandex Automotive Lab. Глава этого подразделения Андрей Василевский обращает внимание на то, что мало кому нравится вести машину в условиях медленно двигающейся многокилометровой пробки. Известно, что с этой работой автомобильный автопилот может справиться лучше человека. Однако этот автопилот должен уметь не только отслеживать расстояние до автомобиля, который едет впереди вас, но и понимать знаки светофоров, а также правильно реагировать на пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения.

Однако совсем не обязательно сразу наполнять свою машину сложнейшими устройствами искусственного интеллекта. Андрей Василевский отмечает: “Улучшить условия труда водителей может относительно несложное “умное радио”, которое выбирает музыку в зависимости от погоды и цели поездки: ведь одно дело ехать в дождливый день на работу, и совсем другое – солнечным днем ехать с друзьями на загородный пикник”. В то же время глава Yandex Automotive Lab подчеркивает: “Не все автодорожные сервисы можно “упаковать” в смартфон”.





Источник: Yandex Automotive Lab, апрель 2016 г.


Судя по репликам из зала, особый интерес к данной выставке-конференции проявили стартапы, пытающиеся найти нишу, позволяющую им извлечь выгоду из стремительной цифровизации автомобилей. Такого рода стартапов – огромное количество. По словам одного из спикеров, только немецкая BMW создала сообщество таких стартапов, насчитывающее около 1400 членов.

В целях популяризации своих разработок и поиска талантов многие автогиганты идут по пути организации соревнований полностью или частично самоуправляемых автомобилей. Оно и понятно: кто предложит самоуправляемые машины, приятные во всех отношениях, тот и будет на коне. Ниже, в качестве примера, вы видите два фрагмента сайта ООО “Вольво Карс”.





Несколько слов о терминах. В англоязычных публикациях часто используется словосочетание Self Driving Сar, которое естественно перевести на русский как “самоуправляемый автомобиль”. Также используется словосочетание “беспилотный автомобиль”. Такого рода автомобиль “Википедия” определяет как “транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека”. Напоминая при этом, что в июне 2011 г. компания Google успешно пролоббировала закон штата Невады, разрешающий использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. На то, как сей автомобиль по данным дорогам ездит, вы можете посмотреть здесь.

Кроме “умных” машин, которые без участия человека могут доехать из пункта “А” в пункт “В”, существуют “суперумные” машины, которые могут не только самостоятельно передвигаться, но и разговаривать друг с другом, делясь впечатлениями о трассе и предупреждая о разного рода нештатных ситуациях.

Что же касается “полуумных” машин, то к ним, видимо, можно отнести автомобили, использующие систему “Автотрекер”, которой еще в далеком 2012 г. было оснащено 143 тысячи автотранспортных средств. “Полуумными” можно будет считать и машины с бортовыми системами ЭРА-ГЛОНАСС. На конференции Сonnected Car говорилось о желательности использования данных, накапливаемых системой ЭРА-ГЛОНАСС, в различных мобильных приложениях. Однако примеров (и даже проектов) таких приложений представлено не было.

К слову. Никакой госмонополии на производство бортовых систем ЭРА-ГЛОНАСС, о возможности существования которой недавно так беспокоился Андрей Колесов, нет. Но есть требования к этим системам. Они известны производителям автомобилей. Как отечественным, так и зарубежным, осуществляющим официальные поставки в нашу страну. И эти производители уже сейчас работают над созданием и сертификацией данных систем. Что для них (производителей), конечно, является дополнительной “головной болью”. Но они с этой проблемой, надо полагать, справятся.

Что же касается превращения полуумных машин в “умные” и “cуперумные”, то проблем (технических, организационных и юридических) здесь много. В частности, не следует забывать о том, что машины, находящиеся в режиме автоматического вождения, являются мишенью для хакеров. Но это тема отдельного разговора.



Инновационный центр “Сколково” настоятельно приглашает к себе стартапов, работающих в области “умных” автомобилей. Утверждая, что таким образом эти стартапы не только получат необходимые им инвестиции и консультации, но и сильно облегчат себе путь на зарубежные рынки.

Вот как (см. ниже) определяет понятие Connected Car “Википедия”. В первом приближении можно считать, что это оборудование, делающее машину “умной” и позволяющее водителю делегировать этому оборудованию часть своих полномочий. Для людей, которые родились в цифровую эпоху, самоуправляемые автомобили станут столь же привычны и необходимы, как людям, родившимся в прошлом веке, стали привычны и необходимы смартфоны, практически постоянно подключенные к Сети. О чем, кстати, на этой неделе, среди прочего, говорил президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров, пугая аудиторию тем, что из-за исторически неизбежного нашествия “умных” машин только в нашей стране в ближайшие 15-20 лет в транспортной отрасли потеряют работу около двух миллионов человек.