Исследователи Принстонского университета (США) анонсировали создание в рамках проекта Piton прототипа микропроцессора новой архитектуры, особенностью которой является возможность гибко изменять число ядер в ходе производства конкретных моделей. Ученые считают, что новые архитектурные подходы в сочетании с гибкими производственными технологиями должны существенно упростить создание суперкомпьютеров различной мощности. Представленный сейчас прототип имеет размер 6×6 мм, состоит из 25-ти 64-разрядных вычислительных ядер, выполнен по технологическим нормам 32 нм и содержит 460 млн. транзисторов. Авторы уверены, что они смогут создать компьютер с суммарным числом ядер в 200 тысяч, объединив 8000 таких чипов. И это не предел — в будущем ученые надеются перешагнуть и планку в 1 млн. ядер. Как обычно для таких университетских проектов, Piton реализуется по модели Open Source.

Детали проекта Piton были впервые публично представлены на состоявшейся в начале этой недели в г. Купертино конференции Hot Chips. Как сообщили сами авторы, Piton реализован на базе проекта OpenSparc, который в свою очередь является модифицированной версией процессора Oracle OpenSparc T1. При этом разработчики утверждают, что их процессор будет обладать более низким энерогопотреблением (примерно на 20%) по сравнению с существующими устройствами аналогичной мощности. Этот эффект достигается за счет того, что Piton в существенной мере изначально нацелен на использование в вычислительных системах уровня дата-центра (а не на отдельные серверы), характеризующихся высокой схожестью исполняемых операций. С учетом этой специфики в новой архитектуре используется алгоритм «исполнительного драфтинга» (execution drafting), выявляющий фрагменты одинакового кода, который может исполняться на одном ядре, но при этом использоваться во всех программах. Другая интересная новинка Piton — технология «генератора трафика памяти» (memory traffic shaper), которая позволяет определять необходимый конкретной программе объем памяти и требуемую скорость обмена данных. По оценке разработчиков, такой механизм оптимизации позволяет повысить производительность процессора на величину до 18%.