Традиционные ежегодные конференции «Решения 1С для корпоративных клиентов» неизменно вызывают большой интерес ИТ-общественности. И дело тут не только в том, что продукты и сервисы фирмы «1С» и ее огромного партнерского сообщества представляют большой практический интерес для почти всех предприятий и организаций страны, но и в том, что в силу системообразующего положения компании на ИТ-рынке эти собрания позволяют лучше понять состояние дел и векторы развития ИТ-сферы в России в целом.

Пример, достойный подражания

Если посмотреть на путь, проделанный «1С» в сфере создания ПО для автоматизации предприятий (это главная составляющая бизнеса «1С», у фирмы также есть направления дистрибуции софта других производителей и собственного игрового ПО), то его кратко можно охарактеризовать так: от решения задач бухгалтерского учета для малых предприятий до комплексной автоматизации практически всех аспектов управления организациями любого размера — от малых предприятий до крупных корпораций. Правда, география присутствия «1С» фактически осталась неизменной: территория России и русскоязычное ближнее зарубежье.

Современный этап завоевания компанией рынка крупных и очень крупных заказчиков начался примерно семь-восемь лет назад, а сейчас «1С» вступила в очередной этап своего развития: многолетнее наступление на рынок автоматизации предприятий в целом завершен, все территории и ниши (в рамках платформы «1С:Предприятия») «захвачены», процесс вышел на некоторый стабильный уровень их освоения.

Пример «1С» наглядно показывает реальную возможность для российских разработчиков успешно конкурировать с ведущими мировым вендорами (во всяком случае, на своей территории) в сфере прикладного делового ПО (ERP, ECM, CPM, CRM и пр.) При этом нужно подчеркнуть, что уникальность «1С» заключается в том, что в отличие от других поставщиков делового софта, ориентированных на определенные сегменты этого рынка (например, Microsoft — средние предприятия, SAP — крупные), она смогла создать линейку приложений на единой технологической платформе и сформировать партнерскую систему, покрывающие потребности организаций любого размера.

Впрочем, пример «1С» говорит и о другом: о проблематичности достижения 100%-ного импортозамещения: анализ данных IDC по развитию российского ERP-рынка говорит о том, что фирма вышла, скорее всего, на некоторый свой стабильный уровень присутствия на нем, дальнейшее увеличение ее доли вряд ли будет таким существенным, как в предыдущие годы. В связи с этим возникает вопрос: будет ли компания как-то расширять сферу своего бизнеса или же ограничится освоением уже занятых территорий.

Направления развития

Говоря о причинах успехов «1С», директор фирмы Борис Нуралиев назвал две главные:

• индустриальный подход к разработке, тиражированию, продаже, поддержке программ;

• соответствие партнерской сети продуктовой политике компании.

К этому, наверное, стоит добавить еще один важный (в плане конкуренции с западными соперниками) компонент: эффективное использование преимуществ «игры на своем поле» с учетом особенностей национального рынка. Но все же базовые — это озвученные главой фирмы, и тут стоит выделись второй пункт, потому что связка «технологии+партнеры», развиваясь в рамках изначальной концепции (тиражные продукты, работа через партнеров, строгое организационно-методическое управление партнерской экосистемой), постоянно эволюционировала. Спустя 20 лет это уже не плоская структура, нацеленная на малых заказчиков, а иерархическая система, способная работать практически со всеми сегментами рынка. Выход «1С» на корпоративный рынок заставил фирму отказаться от существовавшей еще несколько лет назад модели полного делегирования партнерам всех вопросов отношений с заказчиками, взять эти вопросы под свой строгий контроль и управление.

Особенность нынешнего этапа бизнеса фирмы заключается в том, что она позиционирует себя уже не только как софтверного вендора, но и берет на себя функцию ведения крупных федеральных, региональных и отраслевых проектов. То есть речь идет уже даже не о крупном бизнесе и госпредприятиях, а о выходе на проекты государственного масштаба (что, кстати, отражает специфику нашей страны, которая заключается в высоком уровне централизации государственного управления и присутствия государства в экономике). Примеры реализации такого рода проектов были представлены на нынешней конференции: «Росатом», КАМАЗ, «АвтоВаз», «Почта России», «Электронная Москва», «Объединенная судостроительная компания», Банк России, облачный проект в Иркутской области и пр.

Но при этом «1С» подчеркивает, что она не собирается отходить от партнерской модели реализации ИТ-проектов, беря на себя лишь функции методической поддержки и управления верхнего уровня (в том числе при реализации масштабных многопартнерских проектов). Отметим, что такое позиционирование вносит существенные изменения в отношения между «сюзереном» и партнерской сетью, возникают проблемы и противоречия, но в целом создание новой экосистемы идет весьма успешно, она показывает на практике свою работоспособность и эффективность.

Другим очевидным вектором развития «1С» является — в полном соответствии с общемировыми тенденциями — движение в сторону более широкого использования облачно-сервисной модели. Фирма все более активно продвигает схемы предоставления услуг по подписке (в первую очередь — систему информационно-технического сопровождения), ИТ-сервисы (облачный «1С:Фреш», «1С:Линк» и пр.), а также ауторсинговые сервисы, в частности по ведению бухучета («1С:БухОбслуживание» — реализуется партнерами, но по стандартам «1С»).

«1С» и импортозамещение

Последний год для всего российского ИТ-рынка прошел под двумя основными знаками — проблемы экономики страны и импортозамещение. Тема импортозамещения начала широко обсуждаться в стране как раз год назад, и она была явно в центре внимания аналогичной прошлогодней конференции «1С». При этом тогда был явно замечен некий диссонанс между формой и содержанием: разговоры о необходимости поддержки российского производителя шли вдали от Родины, за океаном, хотя и на Острове Свободы. В этом году это противоречие исчезло: впервые за 20 лет выездная летная конференция состоялась в пределах страны, в Сочи. Что не менее символично: рядом с Олимпийским парком, который в какой-то мере олицетворяет намерения нашей страны развиваться динамично, самостоятельно, преодолевая все трудности на пути.

Однако сейчас был заметен такой парадокс: тема импортозамещения в привязке к бизнесу «1С» и ИТ-рынку в целом практически не звучала. Что вполне понятно: пример «1С» показывает, что успех приходит только в результате многолетней планомерной работы, путем создания высококачественных продуктов, выстраивания системы отношений с партнерами и потребителями.

Год назад Борис Нуралиев, говоря о специфике момента, сказал: «Нынешний сложный период в развитии отечественного ИТ-рынка открывает для российских разработчиков новые возможности, нам нужно воспользоваться ими». Судя по всему, в какой-то степени фирме удалось реализовать эти возможности — ее присутствие на рынке государственных корпораций существенно расширилось. Хотя в абсолютных показателях успехи оказались не столь велики: руководитель компании сообщил о годовом росте объема всего бизнеса компании на 7% в рублях. Это означает, что в долларовом исчислении, скорее всего, был спад.

Как известно, начиная с осени прошлого года Минкомсвязи активно продвигает идею реализации некоторого комплекса проектов по созданию отечественных программных платформенных средств (ОС, СУБД и пр.). В этой связи, конечно, было интересно узнать об участии «1С» в воплощении этих замыслов. Из ответа Бориса Нуралиева можно сделать вывод, что «1С» собирается принять участие в разработке отечественной СУБД на базе PostgreSQL, но в основном в роли консультанта (специалисты «1С» серьезно погрузились в этот проект, поддерживая возможность использования этой СУБД на своей платформе). Никаких планов по более широкому участию фирмы в проекте Минкомсвязи пока нет.