Многие энергетические компании сегодня часто сталкиваются с обвинениями в необоснованном повышении цен и непрозрачности. Кажется, что крупные поставщики электроэнергии специально делают все, чтобы сделать себя объектом нападок со стороны политиков.

В то же время переход на возобновляемые источники энергии требует значительных долгосрочных инвестиций, и это уже сказалось на бизнес-моделях европейских энергетических компаний. Именно поэтому цены растут. Реальность такова, что возобновляемые источники энергии нестабильны, компенсировать их нестабильность должны традиционные источники. Получается, что чем выше доля возобновляемых источников, тем больше резервных мощностей нужно держать, а это огромные расходы для энергетических компаний.

Цены на энергию изменяются в зависимости от спроса, и когда потребность в энергии особенно высока энергетическим компаниям гораздо выгоднее продавать энергию, устанавливая более высокие цены. В некоторых странах, которые хотят увеличить долю использования возобновляемых источников энергии, в периоды повышенного спроса в первую очередь принято продавать возобновляемую энергию, например солнечную и энергию ветра, и только потом — энергию, полученную из традиционных источников. Такой подход оказывает существенное влияние на рентабельность энергетических компаний.

Адаптация энергосистемы к росту доли возобновляемых источников будет стоить десятки миллиардов евро, и кому-то придётся платить за резервирование мощности и модернизацию электросетей. В ближайшие несколько лет все ожидают неуклонного возрастания счетов за электроэнергию, и это только половина проблемы.

Всё вышесказанное касается простых потребителей. Влияние перехода на возобновляемые источники на европейские компании до сих пор вообще игнорировалось. Если говорить, к примеру, о британском рынке, то ранее, в 2014 г., OFGEM (Служба по газовому и электроэнергетическому рынкам Великобритании) предупредила, что при переходе от ископаемого топлива на возобновляемые источники и по мере закрытия устаревших электростанций доля свободных мощностей может уменьшиться до 2% в 2015 г. При запасе всего 2% и высокой доле нестабильных нетрадиционных источников плановые отключения питания становятся всё более вероятными. Естественно, что в первую очередь последствия ограничений мощности повлияют на коммерческих потребителей.

В контрактах энергетических компаний прописано, что поставщики при необходимости могут осуществлять плановые отключения коммерческих потребителей. При недостатке мощностей приоритет получают коммунальные службы и частные потребители. Кстати, во время веерных отключений в Калифорнии в конце прошлого века автостоянки многих фирм из Кремниевой долины были забиты корабельными контейнерами с дизель-генераторами, которые намного грязнее угольных электростанций. Бесперебойность энергоснабжения становится вопросом выживания бизнеса.

Подобно обычным потребителям, коммерческие потребители могут столкнуться с инфляционным ростом цен в ближайшие годы. Некоторые могут посчитать, что если бизнес не использует много электричества для производства, то эти изменения окажут минимальное влияние на среднестатистическую компанию офисного типа. Но и это не совсем так. Помимо затрат на обогрев и освещение рабочих мест, многие компании тратят большие деньги на эксплуатацию центров обработки данных (ЦОД). От роста тарифов в Великобритании и Европе пострадают все предприятия, независимо от того, имеют ли они собственный ЦОД или арендуют площади у поставщиков колокейшн-услуг.

Что же они смогут сделать в складывающейся ситуации? Во-первых, им жизненно важно иметь представление о стоимости электроэнергии и газа в рамках услуг, которыми они пользуются и которые они предоставляют. Если говорить об электроэнергии, то можно предположить, что если её оплата составляет одну десятую операционных расходов компании, ведущей интенсивную деятельность в области ИТ, то 20-процентное увеличение этих расходов за год окажет огромное влияние на чистую прибыль. Постольку расходы на электроэнергию растут и становятся всё более непостоянными, то компании будут разрабатывать стратегии хеджирования и ценовой прозрачности подобно тому, как авиаперевозчики поступают с расходами на керосин. Заказчики должны понимать механизмы ценообразования своих поставщиков, будь то энергоснабжающие организации, колокейшн-провайдеры или MSP (мультисервисные провайдеры).

Затем следует оценить, насколько энергоэффективно ваше ИТ-оборудование. Компании, для которых главное — это эффективность их ЦОДов, получают конкурентное преимущество над теми, кто отдает приоритет многоуровневому резервированию, а не сокращению потерь. Таким образом, внедрение новейших технологий питания и охлаждения может стать хорошим первым шагом по снижению потерь для большинства компаний, владеющих ИТ-оборудованием.

Цены на энергию растут и сокращение свободных мощностей должно рассматриваться не как повод для паники, но как причина для обоснованного беспокойства. В этой ситуации разумнее всего в первую очередь понять, какие меры по повышению энергоэффективности предпринимает ваш поставщик, а затем самому отказаться от использования устаревших технологий.

Автор статьи — менеджер по продукции направления «Качественное электропитание» компании Eaton.