Microsoft определилась с временем выпуска своей новой ОС — «Windows 10 будет доступна уже этим летом», заявили на днях ее официальные представители. То есть это важное для всей ИТ-отрасли произойдет уже через несколько месяцев, а весьма актуальные — и для пользователей, и для партнеров компании — вопросы так пока и остаются без ответов. Эти темы не связаны с функциональными новшествами системы, с ними как раз, в общем-то, есть ясность, и их можно обсуждать, что называется «в рабочем порядке», когда продукт уже появится. Более серьезным сейчас представляет круг вопросов, связанных с изменением моделью распространения, обновления и оплаты в результате ожидаемого перехода от традиционной лицензионной модели разовых продаж к сервисной схеме взаимодействия с потребителями и партнерской экосистемой. В первую очередь стоит выделить следующие вопросы:

• Что будет представляться собой сервисная модель распространения Windows, как именно будут строиться финансовые и гарантийные отношения Microsoft с пользователями?

• Как на практике будет выглядеть реализация идеи «одна ОС для всех клиентских устройств»?

• Как будут строиться отношения Microsoft с партнерской экосистемой, в том числе с производителями аппаратных средств?

Создается впечатление, что Microsoft сама еще недостаточно четко представляет себе реализацию бизнес-стратегии продвижения Windows 10, о своих намерениях в этом направлении ее представители пока говорили только на сугубо концептуальном уровне. Поэтому сейчас попробуем сами спрогнозировать возможные варианты ответов на эти вопросы.

Вопрос о том, как будет выглядеть сервисная модель, представляется наиболее важным, особенно для российcких пользователей в условиях сложных и не очень определенных отношений нашей страны с Западом. Пока известно лишь то, что пользователи Windows 7 и 8 смогут перейти на версию 10 бесплатно, но при этом, по слухам (официальной информации до сих пор нет), через год после перехода все же придется платить деньги.

Как будет строиться модель регулярного сбора денег с потребителей — тоже не очень понятно. Конечно, схема продажи «временных» лицензий на ПО (на определенный срок) не нова для рынка. В последнее время она находит на рынке все большее распространение, ее давно используют поставщики антивирусов. Но одно дело прекращение работоспособности (в случае непродления подписки) отдельных прикладных программ (которые, может быть, уже и не очень нужны пользователю), совсем другое — неработоспособность всего ПК, в том числе всех установленных на нем приложений.

Сейчас в СМИ появилась информация что пользователи и пиратских копий Windows бесплатно обновятся до Windows 10. При этом говорится, что Microsoft намерена зарабатывать на продаже своего и стороннего прикладного ПО. Но отказ от оплаты за ОС все же представляется очень сомнительными: это очень существенная часть доходов и прибыли компании (по разными оценкам 15-20 млрд. долл. дохода и 8-10 млрд. долл. чистой прибыли в год).

Будет ли сохранена возможность отдельной покупки программного продукта и самостоятельной его установке на ПК или Windows 10 будет поставляться только в OEM-варианте в составе приобретаемого ПК? Ответа на этот вопрос тоже пока нет. Второй вариант распространения применяет Apple, но вряд ли такая схема сможет работать для традиционной модели Wintel.

В целом, получается, что заказчикам, скорее всего, нужно готовится к переходу от разовых затрат на покупку ПО к периодической оплате по подписке. Но тогда совсем иначе начинает выглядеть проблема «зависимости» потребителя от поставщика, которая сегодня особенно актуальна в России. В случае покупки лицензий в случае чрезвычайной ситуации пользователь может потерять возможность обновления ПО, в варианте же подписки по истечении ее срока есть вероятность ее непродления.

Windows 10 продвигается под лозунгом «одна ОС для всех клиентских устройств». Но общая теория и практическая история ИТ говорят о сложности или даже невозможности реализации такой идеи. Возможно, Microsoft сделала «невозможное возможным», но наиболее вероятным представляется, что универсальное позиционирование Windows 10 — это лишь маркетинговый ход. Наверное, под одним название будут, как и раньше, скрываться две ОС — настольная и мобильная. Да и сама компания говорит о двух вариантах Windows 10 — для устройств с диагональю более 8 дюймов и для приборов меньшего размера. Вполне вероятно, что ОС будет обладать более высоким уровнем унификации и интеграции, но, скорее всего, эти два варианта будут различаться как для пользователя (по интерфейсу и по набору прикладного ПО), так и для разработчиков (по API). Почти наверняка эти продукты будут различаться и по моделям распространения.

Довольно туманным является и вопрос о версии Windows для архитектуры ARM. С одной стороны, Microsoft говорит о том, что не будет продолжать производство своих устройств Surface RT, что текущие версии этих устройств не будут обновляться до Windows 10. Но официальных заявлений о прекращении поддержки ARM в Windows 10, кажется, не было, и в то же время появляются новости о том, что ряд разработчиков ARM-устройств намерены использовать в будущем Windows 10.

С выпуском Windows 8 Microsoft решила заняться выпуском собственных клиентских устройств: сначала планшетов-трансформеров, а потом, благодаря приобретению Nokia Mobile, и сотовых устройств. Таким образом, компания вступила в конкуренцию со своими традиционными партнерами, нарушив классический принципа разделения труда, в течение сорока лет лежавший в основе партнерской экосистемы IBM PC/Wintel. Это сразу внесло определенные сложности в ее отношения с некоторыми производителями, и пока трудно сказать, в какой степени они преодолены. Пока никаких признаков изменения выбранного курса со стороны Microsoft нет, но все же представляется, что вопрос о том, какой будет стратегия компании в отношениях с OEM-производителями (классический Wintel, вариант «Apple» или сегодняшняя гибридная схема), остается открытым.

Впрочем, ждать ответы на эти вопросы остается уже недолго: лето начнется через два с небольшим месяца.