Нынешнее количество абонентов (пользователей) сервиса “Яндекс.Почта”, который в конце июня отметил 13-ю годовщину со дня своего рождения, не разглашается. Как не разглашается и общий объем (“вес” в терабайтах) входящих и исходящих почтовых ящиков этих абонентов. А вот количество входящих и исходящих писем, получаемых и отправляемых этими абонентами, секретом не является. По словам руководителя направления персональных сервисов “Яндекса” Антона Забанных, в июне 2013 г. в будние дни этим абонентам ежедневно приходило около 130 млн. писем. Причем лишь 14 млн. из них (около 10,8%) были письмами от людей. Наиболее же значительную часть этого входного потока (48 млн., или 37% от общего количества) составляли рассылки о новостях и скидках. Кроме того, заметные вклады в этот поток вносят уведомления о событиях в соцсетях (19 млн., или 14,6%); данные о регистрации на разного рода сервисах (2 млн., или 1,5%); статусы заказов в интернет-магазинах (1 млн., или 0,76%); а также электронные авиабилеты (0,2 млн., или 0,15%). Кроме того, 38 млн. “ежедневно-будничных” входящих писем (29,2% от их общего потока) аналитики “Яндекс.Почты” относят к прочим входящим письмам.

Согласно данным “Яндекс.Почты”, в первые дни существования данного сервиса (13 лет назад) письма от людей составляли почти 70% от всей входящей корреспонденции абонентов “Яндекс.Почты”. Но затем эта доля (под натиском разного рода автоматических рассылок) стала падать.

Руководитель направления персональных сервисов “Яндекса” считает, что почтовые клиенты должны автоматически определять типы входящих писем и по-разному на эти типы реагировать. Чтобы по-разному работать с разными типами писем, “Яндекс” разработала и внедрила технологию “Маркер”. Она позволяет определить тип письма и предложить пользователю соответствующие инструменты для работы. По словам Антона Забанных, маркер умеет распознавать около 15 типов сообщений: частная переписка, уведомления от соцсетей и интернет-магазинов, электронные авиабилеты, сообщения о скидках и т. д. Сообщается, что “Маркер” использует предложенный ещё в 2009 г. метод машинного обучения (технологию извлечения фактов из текста) “Матрикснет”.

В настоящее время “Яндекс.Почта” умеет по-новому обрабатывать три типа писем — электронные авиабилеты, приглашения на встречи и сообщения о скидках. При этом получателю авиабилета теперь не обязательно запоминать, когда у него рейс. “Представьте, что вы получили электронный билет на самолёт, — говорит Антон Забанных. — Сервис выделит его в списке писем, извлечёт из текста данные о рейсе и покажет их прямо в заголовке письма. Если вы захотите, наш сервис пришлет вам также напоминание о рейсе на телефон с помощью SMS. За сутки до вылета авиабилет переместится в начало списка писем, в нём появятся данные о погоде в городе прилета и ссылка на онлайн-регистрацию. Вам останется только зарегистрироваться на рейс и одеться по погоде”.

Пользователи, получившие приглашение на обед или другое мероприятие, могут попросить “Яндекс.Почту” им об этом мероприятии напомнить. В дальнейшем на сервисе появятся новые инструменты и для других типов писем. Как сообщил Антон Забанных, на “Яндекс.Почте” скоро появятся так называемые “Живые письма”. С их помощью можно будет писать и редактировать сообщения одновременно — то есть в режиме реального времени.

Специалисты “Яндекса” утверждают, что в их сервисе новые сценарии работы с письмами срабатывают автоматически — без каких-либо усилий со стороны вебмастеров. Например, чтобы “Почта” распознала приглашение на конференцию, отправителю не нужно делать ничего специально. Однако в дальнейшем владельцы сайтов смогут влиять на представление их сервисов через новую поисковую платформу “Острова”. Так, если авиакомпания сделает для поиска “Яндекса” форму онлайн-регистрации, она будет доступна и в “Яндекс.Почте”.