Питерская компания JetBrains хорошо известна программистам всего мира удобными средами разработки, интеллектуальными расширениями Visual Studio, оригинальными технологиями, конкурирующими с Java. В апреле 2013-го эта компания перебралась в новый просторный офис, где CEO JetBrains Олег Степанов рассказал обозревателю PC Week/RE Сергею Бобровскому о перспективах рынка средств разработки.

PC Week: COO JetBrains Андрей Иванов в прошлом году заявил, что вы не собираетесь расти. Принципиально. Тем временем вы переехали в семиэтажный бизнес-центр…

Олег Степанов: Сейчас у нас в штате около 350 человек, и мы не сверхгиганты. Есть много похожих на нас компаний, в которых работает гораздо больше людей. Мы стремимся не допустить неконтролируемого роста. Исторически рост происходил “штучно”, мы не занимались направленно наймом, а искали сотрудников исключительно среди знакомых. С одной стороны, нам было легче сохранить корпоративную культуру, но потребности в росте оставались, появлялись идеи новых продуктов, хотелось предлагать пользователям новые возможности. Образовался кадровый голод, в командах стало сильно не хватать людей. К нам присоединилась Наташа Числер, директор по персоналу, мы стали размещать вакансии, целенаправленно искать людей, и это привело к стремительному росту компании. Кадровый голод мы удовлетворили, и теперь хочется избежать привычки в случае нехватки рук немедленно искать нового человека. Хочется, чтобы компания росла там, где это по-настоящему необходимо, и сохранить возможность нанимать исключительно лучших людей на рынке. Для нас это важно.

PC Week: Ваши инициативы в плане организации семинаров по биоинформатике — это тоже часть роста?

О. С.: JetBrains сфокусирована на совершенствовании профессиональных инструментов для программистов. При этом есть ряд других проектов, инициированных основателями компании. Мы дружим с этими проектами: активно общаемся, делимся пространством для работы, есть случаи перехода специалистов между JetBrains и этим проектами. Интересы многих сотрудников компании весьма разносторонни. Семинар по биоинформатике — инициатива ребят, работающих в одном из таких проектов-спутников.

PC Week: Какие из ваших продуктов пользуются наибольшим спросом?

О. С.: Есть продукты, которые продаются активнее других. Этот наш самый первый продукт IntelliJ IDEA, мы давно над ним работаем, у него очень большое число пользователей. Другой крупный продукт ReSharper, запущенный в 2004 г., — это дополнение к Visual Studio. Он так же упрощает разработку программ под .NET, как IntelliJ IDEA для Java. Для программистов, достигших приличного уровня квалификации, ReSharper — определённого рода стандарт.

Наиболее динамичный рост демонстрируют новые продукты. В какой-то момент на базе IntelliJ IDEA мы запустили целый набор производных IDE для различных технологий программирования: Python, Ruby, Objective-C, PHP, HTML/JS. Они все показывают впечатляющий рост, особенно хорошо продаются инструменты для веб-разработки — видно, что веб-программистам нужны умные инструменты, нечто большее, чем терминал и редактор кода. Это, в частности, PhpStorm и WebStorm.

Последним производным продуктом с очень хорошими шансами на рост стал AppCode, среда для разработчиков под iOS. В последнее время мы выходим за рамки создания инструментов для отдельных разработчиков и стараемся решить также проблемы, возникающие при командной разработке ПО.

PC Week: Как меняется в последние годы рынок средств разработки? Что сегодня больше интересует потребителей, что меньше?

О. С.: Вряд ли стоит говорить о бурном росте веб- и мобильных приложений, разумеется, он отразился и на продажах наших продуктов. Что касается типов приложений, то в какой-то момент можно было видеть, что фокус сместился от бизнес-приложений к консьюмерским. Если в 1990-е старались создавать бизнес-системы для решения задач компаний, то потом, особенно с появлением мобильных платформ, начался всплеск спроса на приложения для конечных потребителей. Сейчас он скорее сходит на нет, разработчики стали снова думать о том, как можно использовать платформы для решения корпоративных задач.

Часто динамика спроса определяется не размером рынка, а не всегда очевидными изменениями в его структуре и психологии потребителя. Пример одного из барьеров: на .NET-рынке большое число пользователей Visual Studio долгое время считали, что самой среды от Microsoft достаточно и устанавливать сторонние плагины не “комильфо”. Но в какой-то момент Microsoft занялась продвижением расширений, в том числе после разговоров с нами. Они добавили возможность быстрой инсталляции дополнений, выпустили свои собственные бесплатные расширения, стали активно рассказывать об этом. Теперь видно, что доля пользователей Visual Studio, которые применяют ReSharper, сейчас больше, чем доля пользователей Visual Studio, так или иначе расширявших среду несколько лет назад. На рынке Java у нас была своя история: резкий взлёт Eclipse поставил под угрозу успех IntelliJ IDEA и заставил нас искать новые рынки — проект ReSharper был, как раз, частью ответа.

PC Week: Как ваши продукты находят покупателей? Программисты ведь не принимают решений о покупке.

О. С.: В нормальных компаниях фактически принимают, конечно. В основном наши продажи происходят “снизу вверх”: сначала один из программистов просит купить ему наш продукт, затем сотрудники смотрят на возросшую продуктивность своего коллеги и тоже “подсаживаются”. Так наши продукты распространяются от человека к человеку, из команды в команду, постепенно захватывая компанию и занимая верхние строчки в списке ПО, рекомендованного к установке новым сотрудникам.

PC Week: Вкладываетесь ли вы в классическую рекламу?

О. С.: В журналах мы не рекламируемся, сейчас очевидно, что большинство информации программисты получают из Сети. Поэтому в первую очередь мы размещаем рекламу в поисковых системах, на популярных сайтах. Также мы регулярно посещаем интересные конференции, чтобы лично общаться с нашими пользователями.

PC Week: Не появится ли новая функциональность ReSharper в новых версиях Visual Studio?

О. С.: Конечно, Microsoft смотрит на нас и стремится включить в базовую поставку те наши функциональные возможности, которые оказываются на первых строчках статистики запросов от пользователей. Но при этом надо понимать, что команда Visual Studio должна не только улучшать интерфейс и интеллект программы, но и поддерживать новые технологии, развивать среду в целом. Так что она физически не может быть так же сфокусирована, как мы.

Исторически в нашей компании накопилось знание и умение работать с исходным кодом и некая культура того, как представлять пользователю функциональность по работе с ним. Рыночные результаты показывают, что наш подход востребован. Причем наше ноу-хау довольно сложно качественно воспроизвести как на техническом уровне, так и на уровне пользовательского интерфейса.

PC Week: Не возникает ли несовместимостей с новыми версиями Visual Studio?

О. С.: Надо отдать должное компании Microsoft, они не стесняются с нами плотно работать. Наша совместная работа начинается задолго до официального выхода их среды. По партнерской программе мы получаем предварительные версии новой версии IDE, проводим тестирование, отправляем отчеты об ошибках, анализируем производительность. В Microsoft также проверяют совместимость новой версии, проводят тестирование по своей технологии. В итоге мы имеем возможность выпускать новую версию ReSharper одновременно с выходом Visual Studio.

PC Week: Вы не планируете создавать системы кроссплатформенной разработки?

О. С.: IntelliJ IDEA Ultimate Edition позволяет разрабатывать Java, Ruby, Python, веб-приложения. Java сама по себе является кроссплатформенной. Мы также работаем над тем, чтобы язык Kotlin, который мы разрабатываем, можно было использовать не только на платформе Java, но и для создания, скажем, веб-приложений. Если же говорить о создании собственной платформы, то конкретных планов в этом направлении у нас нет.

PC Week: А направление визуального проектирования систем?

О. С.: Основатели компании Сергей Дмитриев, Евгений Беляев и Валентин Кипятков ранее работали в компании Together Soft. Они как раз эту задачу и решали — создавали CASE-средство, которое позволяло по исходному коду программы построить диаграммы, описывающие структуру программы и её поведение и, наоборот, по набору диаграмм породить исходный код программы.

У нас несколько другой фокус: мы предоставляем программисту возможность выбрать тот дизайн, который он хочет. Наша задача сделать так, чтобы он мог свои задумки как можно быстрей реализовать и сделать при этом как можно меньше ошибок.

PC Week: Для средств, которые поддерживают работу программиста, наверное, есть предел эффективности. Вы предлагаете системы, которые, условно говоря, на 90% решают все проблемы. А что дальше?

О. С.: Недостатка в идеях нет. Есть масса вещей, которые хочется улучшить. Мир не стоит на месте, и та среда, которая считалась комфортной в 2000-х, уже не поражает воображение. Надо постоянно совершенствоваться. Как в стране чудес, надо очень быстро бежать, чтобы просто оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, приходится совершать еще больше усилий. Также есть много областей, смежных с работой с кодом.

Мы делаем интегрированные среды разработки, охватывающие все аспекты работы программиста. Например, архитектура, интеграция с системами контроля версий и т. д. Мы также входим в сферу командной работы. В общем, остается только выбирать, чем заниматься в первую очередь.

PC Week: На каких направлениях вы сейчас делаете основной акцент?

О. С.: Мы работаем сразу в нескольких направлениях. Первое: среды для программирования. Тут мы только наращиваем темп — выпускаем новые продукты и в очень многих аспектах улучшаем пользовательский интерфейс. Второе — средства для командной работы. В этом направлении мы начали работать в 2006 г. с выходом TeamCity. Еще одна вещь, которую мы не так давно начали, — язык программирования Kotlin. Это довольно масштабный проект, потенциально он может иметь гораздо более широкий охват, чем конкретная IDE.

PC Week: Спасибо за беседу.