В последние годы быстро растет число пользователей мобильных устройств (в первую очередь смартфонов и планшетов), которые приобрели их для личных целей, но сочли полезным применять эту технику и на работе для решения повседневных служебных задач. Эта популярная тенденция, получившая название BYOD (Bring Your Own Device — “принеси свое собственное устройство”), впервые ярко проявилась в Америке, а затем постепенно охватила и другие страны, включая и Россию. Насколько это явление стало глобальным, какие у него региональные особенности, как относятся к нему в разных странах и какие оно несет с собой сопутствующие выгоды и проблемы, решили проанализировать в подразделении Internet Business Solutions Group (IBSG) компании Cisco. С такой целью в 2012 г. был проведен масштабный опрос лиц, принимающих решения в области ИТ как на крупных предприятиях (1000 и более сотрудников), так и в компаниях среднего бизнеса (500—999 сотрудников), в восьми странах трех регионов. Результаты этого опроса (в нём участвовало почти 4900 ИТ-руководителей из 18 отраслевых секторов), анализ и рекомендации отраслевых экспертов представлены в специальном отчете на русском языке, включающем и данные по России, который любой желающий может получить бесплатно. Мы же остановимся на некоторых любопытных результатах данного исследования.

Итак, опрос показал, что 89% руководителей ИТ-отделов крупных и средних компаний по всему миру поддерживают BYOD в той или иной форме. А 69% воспринимают BYOD “достаточно” или даже “чрезвычайно” положительно. Все это оказывает значительное влияние на то, как компании предоставляют устройства и управляют доступом к сети. Мобильность — работа вне традиционной офисной среды или фиксированного места — стала стандартным требованием для современного работника интеллектуального труда. В опрошенных компаниях 47% сотрудников официально считаются мобильными. Но мобильные устройства используют для работы 60% персонала, что на 13% превышает число официальных мобильных сотрудников. Эти дополнительные устройства используются главным образом по инициативе самих сотрудников: даже если формально им не нужны мобильные устройства для выполнения служебных обязанностей, они используют мобильные технологии для решения повседневных задач. При этом корпоративные ИТ-отделы поддерживают их. Когда респондентов спросили, как компании сегментируют мобильных сотрудников, 36% ответили, что по их просьбе они предоставляют им права мобильной работы.

BYOD нельзя считать зарождающейся тенденцией, эта концепция уже прочно укоренилась в корпорациях по всему миру. Так, растущее число устройств в расчете на одного пользователя в значительной степени является результатом внедрения BYOD. Например, 42% смартфонов и 38% ноутбуков, используемых на рабочем месте, сегодня принадлежит сотрудникам. Руководители ИТ-отделов прогнозируют устойчивый рост уровня распространения BYOD в последующие два года: 63% заявили, что они ожидают увеличения доли устройств, принадлежащих сотрудникам. По результатам данного исследования 84% руководителей ИТ-отделов заявили, что они отмечают рост уровня распространения BYOD в своих компаниях. Хотя лица, принимающие решения в области ИТ, дают разные прогнозы относительно уровня распространенности BYOD, 84% признают, что все больше сотрудников использует свои собственные устройства для работы. Помимо роста числа устройств, принадлежащих сотрудникам, 52% руководителей ИТ-отделов отметили, что неразрешенные программные приложения и облачные сервисы сегодня “несколько” или “намного” более распространены, чем два года назад. Логично, что число неразрешенных приложений будет расти, ведь сотрудники хотят не просто самостоятельно выбирать устройства, но и использовать предпочтительные для них программы и облачные сервисы. Какой бы универсальный инструментарий ни предоставили компании, есть тысячи мобильных приложений и онлайн-сервисов, которые могут помочь сотрудникам в совместной работе, анализе данных и представлении своих идей. Магазины приложений Apple и Google позволяют им быстро искать и загружать приложения, часто бесплатно. Кроме того, они хотят использовать собственные устройства, чтобы их личные приложения и содержимое всегда были под рукой. Очевидно, возможность персонала гармонично сочетать личные и рабочие занятия — одно из ключевых преимуществ BYOD.

Тем не менее использование сотрудниками собственных приложений может стать для компании причиной дополнительных затрат. Одна из статей расходов связана с увеличением пропускной способности, что требуется для многих подобных приложений. Некоторые наиболее популярные среди персонала приложения, например социальные сети и приложения потоковой передачи медиасервисов, включают мультимедийные компоненты. Сочетание большого количества устройств, подключенных к сети, и мультимедийных неразрешенных приложений может создавать в сети “узкие” места, если ИТ-отделы не будут вести тщательный мониторинг сети и заниматься планированием ресурсов. Другая область, требующая активных действий, — растущее использование неразрешенных средств для совместной работы. Сотрудники все больше используют сервисы мгновенного обмена сообщениями, управления файлами, мобильных видеоконференций и облачные сервисы совместной работы в качестве дополнения к соответствующим корпоративным приложениям или даже для их замены. Конечно, сотрудникам удобно, когда они могут самостоятельно выбирать средства совместной работы, особенно если инструменты, предоставляемые компанией, имеют ограниченные или недостаточные возможности, однако при этом существует вероятность спонтанного появления в среде совместной работы нескольких изолированных “островков”, которые непреднамеренно исключат остальные. Для компаний исключительно важно, чтобы неразрешенные средства совместной работы были интегрированы в корпоративную систему мгновенного обмена сообщениями, в корпоративные каталоги, в корпоративное социальное ПО и средства видеосвязи и совместной работы, что предотвратит формирование таких “островков”.

В целом среди руководителей корпоративных ИТ-отделов отмечается устойчивое положительное отношение к BYOD. Около 90% поддерживают BYOD в той или иной форме — от простого разрешения сотрудникам использовать в корпоративной сети собственные устройства до предоставления полноценной ИТ-поддержки таких устройств. В странах, где ИТ-руководители наиболее скептически настроены в отношении BYOD, применяются самые строгие политики. Например, сотрудникам либо запрещается пользоваться своими устройствами на рабочем месте, либо доступ к сети предоставляется, но не оказывается никакой поддержки. В тех случаях, когда доступ к корпоративной сети с личных устройств предоставляется, но при этом люди не могут загружать корпоративные приложения и облачные сервисы или не могут воспользоваться технической поддержкой в случае возникновения проблем, эффективность их работы существенно снижается. Другой фактор, который может ограничивать потенциальные преимущества BYOD, — отсутствие четкого понимания потребности в поддержке мобильности как в отношении BYOD, так и в целом. Если говорить об уровне развития корпоративной политики в отношении мобильности, то крупные предприятия в большинстве областей внедрили более универсальные политики по сравнению с компаниями среднего размера.

Как крупным корпорациям, так и компаниям среднего размера придётся приложить еще немало усилий, чтобы обеспечить эффективность и надежность политик в отношении мобильности. Слишком многие организации оказываются неподготовленными в областях, являющихся фундаментальными не только для BYOD, но и для других “мобильных” инициатив. Например, всего лишь на половине крупных предприятий и в 41% компаний среднего размера существует политика в отношении доступа к сети с мобильных устройств сотрудников. И только 31% имеет политику, регулирующую использование неразрешенных устройств. Отсутствие четкого понимания политики — а во многих случаях полное отсутствие самой политики — может укреплять уверенность в том, что BYOD приводит к проблемам безопасности. Самым большим недостатком BYOD руководители ИТ-отделов безоговорочно признали новые угрозы безопасности корпоративных данных, связанные с вирусами, вредоносным ПО и вторжениями в сеть.

Что касается преимуществ BYOD для компаний, то руководители ИТ-отделов выделили три главных.

  • В целом главным преимуществом BYOD ИТ-руководители признали рост производительности персонала с точки зрения как итоговых результатов, так и эффективности сотрудничества с коллегами. Это важный факт, поскольку одним из аргументов против внедрения BYOD были опасения, что личные приложения и контент будут отвлекать людей от работы.
  • Сотрудники хотят использовать на работе те же устройства, что и в личной жизни. Возможность выбирать для этих целей собственные устройства приносит больше удовлетворения.
  • Сокращаются затраты на обеспечение мобильности, поскольку стоимость мобильных устройств частично или полностью оплачивают сотрудники, а эффективность использования ИТ-ресурсов повышается.

Почему же концепция BYOD так поддерживается сотрудниками, что по этому поводу думают руководители ИТ-отделов? Основная причина на их взгляд заключается в том, что люди хотят самостоятельно решать, как, где, когда и с помощью какого устройства выполнять свою работу. Они также хотели бы иметь возможность переключаться с личных дел на рабочие в любое время дня — или ночи. Возможность заниматься личными делами на работе и работой в свободное время стала отличительной чертой большинства интеллектуальных профессий. Мобильность, особенно BYOD, способствует этой тенденции, поскольку у сотрудников всегда под рукой есть личное мобильное устройство, чтобы постоянно оставаться на связи с друзьями, членами семьи и коллегами. А мобильные приложения с поддержкой функции присутствия, такие как системы мгновенного обмена сообщениями, позволяют быстро найти нужного человека и связаться с ним. Иными словами, современный работник интеллектуального труда фактически никогда не отсутствует на работе, даже если редко заходит в офис. И наконец, сотрудники хотят пользоваться собственными приложениями и облачными сервисами без ограничений и для личных целей, и для выполнения рабочих задач. Привлекательность BYOD связана с тем, что для устройств, принадлежащих сотрудникам, нет тех строгих ограничений по загрузке и использованию материалов, какие бывают при использовании корпоративной техники, поскольку на них по определению присутствует как персональное, так и рабочее содержимое.

Очевидно, что и компании, и персонал понимают ценность преимуществ BYOD. Эти преимущества будут способствовать более активному использованию устройств, а также увеличению пропускной способности сетей. Рост числа мобильных устройств и объемов сетевого трафика значительно повлияет на ИТ-бюджеты. Опрошенные в ходе исследования ИТ-руководители в среднем предполагают, что доля мобильных устройств в ИТ-затратах вырастет с 18% в 2012 г. до 23% к 2014-му.

Однако, как выяснилось, только на 50% крупных предприятий и в 41% компаний среднего размера действуют политики в отношении мобильности, регулирующие доступ к корпоративной сети и используемые устройства. Это представляет проблему, даже если подавляющее большинство мобильных устройств принадлежит компании. Риски, связанные с безопасностью сети, интеллектуальной собственности и корпоративных данных, растут по мере того, как сотрудники подключают к сетям все больше собственных устройств. И дело тут не в злонамеренности персонала — просто руководителям ИТ-отделов становится все сложнее понять, какие устройства разрешены, а какие нет. Поэтому политики и средства обеспечения безопасности должны поддерживать принципы BYOD, улучшая интеллектуальные возможности и повышая безопасность сети.

В конечном итоге сотрудники хотят самостоятельно решать, где и как работать и какие устройства при этом использовать. Они хотят, чтобы меньше значения придавалось вопросам, второстепенным для успешного выполнения рабочих задач, таким как необходимость проводить в офисе определенное время или выбирать из ограниченного круга устройств и приложений.