Термин “виртуализация” за последний год почти совсем исчез с видимого поля широкого общественного интереса на ИТ-рынке, но это совсем не означает, что эта технология перестала быть актуальной. И даже наоборот: виртуализация продолжает оставаться одним из ключевых направлений развития современных ИТ и ее значимость продолжает возрастать, в том числе и в России. Снижение же уровня “шумихи” по данной теме отражает лишь тот факт, что уже давно закончилось время разговоров (что это такое, какая от этого польза и пр.) и еще два-три года назад мировой ИТ-рынок вступил в области виртуализации в стадию реальных дел.

Хотя в последние годы мы видим заметное повышение интереса заказчиков к возможностям использования клиентской виртуализации (в основном в варианте модели инфраструктуры виртуальных десктопов, VDI), но все равно мэйнстримом в области виртуальных средств остается серверная виртуализация архитектуры x86. Одним из наиболее авторитетных индикаторов положения дел на этом рынке являются результаты ежегодных исследований компании Gartner в виде ее “магических квадрантов”. Любопытный момент: первый такой отчет был выпущен лишь два года назад, хотя к тому времени тема серверной виртуализации числилась в списке приоритетных для ИТ-отрасли уже несколько лет. Причиной такого явного запаздывания было то, что данное направление как раз тогда (последние годы предыдущего десятилетия) перешло из своего пилотно-бурлящего состояния в достаточно стабильный режим развития и применения в рыночных масштабах.

В середине июня Gartner выпустила очередной ежегодный, третий по счету, отчет по тематике x86-серверной виртуализации. Его анализ позволяет увидеть не только текущее состояние дел, но и общую динамику развития рыночной ситуации за последние годы.

Популярность виртуализации растет, хотя уже чувствуется насыщение

По данным Gartner, по состоянию на середину 2012 г. более 50% рабочей серверной нагрузки выполнялось с помощью виртуальных сред. Темпы проникновения этих технологий на рынок продолжают оставаться достаточно высокими, но все же уже сейчас видно их некоторое замедление, связанное с насыщением рынка. Напомним, что год назад эксперты Gartner говорили об уровне в 40%, а в 2010-м — 25%.С учетом такой тенденции можно предположить, что ранее прогнозировавшийся уровень в 75% в 2015 г. может быть и не достигнут.

Тем не менее расширение использования виртуализации несомненно будет продолжаться. Во многом этот рост будет обеспечиваться за счет более активного перехода в виртуальные среды средних предприятий (сейчас основные потребители — крупные организации), пользователей Linux-систем (в силу ряда обстоятельств Linux-сегмент сегодня менее виртуализирован по сравнению с Windows-направлением), а также ускорением применения виртуализации для критически важных вычислительных нагрузок. Многие крупные заказчики сейчас находятся на ранних стадиях освоения частных облачных вычислительных систем, и это заставляет их более внимательно оценивать используемые ими базовые технологии виртуализации, которые сегодня включают, как правило, множество разных сервисов, реализованных на основе различных технологий, а также изучать возможности управления набором гипервизоров от разных разработчиков.

Важны для клиентов также вопросы лицензирования и ценообразования с целью минимизации затрат на ПО и оптимизации процесса управления ИТ-активами при расширении использования виртуальных сред. Проблемой тут является то, что системы лицензирования и ценообразования довольно сильно различаются в предложениях вендоров, даже в рамках одного поставщика такая система постоянно претерпевает изменения.

Кроме того, на рынке виден растущий интерес компаний к использованию гибридных облачных схем, в том числе с возможностью перемещения виртуальных машин между внутренней и внешней инфраструктурами. В этом плане Gartner отмечает, что сервис-провайдеры добавляют со своей стороны больше поддержки для обеспечения интероперабельности виртуальных сред, упрощая механизмы переноса виртуальных машин.

В отчете Gartner отдельно подчеркивается следующий (хотя и давно хорошо известный) аспект: именно виртуализация x86-серверов является основой для двух наиболее важных взаимосвязанных и в значительной степени перекрывающих друг друга трендов: модернизации инфраструктуры и облачных вычислений. При модернизации виртуализация применяется в первую очередь для повышения эффективности использования вычислительных ресурсов, ускорения процесса их доставки потребителям, а также для автоматизации управления вычислительной нагрузкой. Именно эти аспекты определяются горизонтальным трендом, который и способствует переводу ИТ-инфраструктуры предприятий в виртуализованные среды. Облачные вычисления представляют собой более специфический стиль использования ИТ, который будет со временем все шире применяться к разного рода рабочим серверным нагрузкам. Наиболее актуальной виртуализация — в вариантах как виртуальных машин, так и виртуальных контейнеров, — является для модели IaaS в разные ее вариантах — частном, публичном и гибридном.

В целом в отчете Gartner отмечается, что инсталлированная база виртуализированных серверов продолжала расти благодаря следующим обстоятельствам:

  • общее увеличение объемов вычислительных работ;
  • повышение уровня проникновения виртуализации по мере освоения этих технологий пользователями, получения ими необходимого опыта;
  • увеличение использования виртуальных жестких дисков (HVD) — уровень их применения в виртуальных машинах 2011 г. оценивается в 40%;
  • расширение использования облачных IaaS;
  • продолжающееся проникновение на рынок средних предприятий;
  • достаточно высокая зрелость продуктовых предложений и заметный рост конкуренции между ними.

Очень важную роль играет также растущая интероперабельность между сервис-провайдерами и предприятими. Это способствует тому, что компании планируют строить свою ИТ-архитектуру таким образом, чтобы она могла обеспечивать перевод рабочей вычислительной нагрузки в среду внешних сервис-провайдеров и обратно, реализуя тем самым гибридные облачные вычисления.

Виртуализированная серверная инфраструктура также представляет собой основу для создания новых инструментов управления и автоматизации, для реализации новых архитектур безопасности и новых процессных методологий. И в свою очередь, расширение применения виртуализации является важным стимулом для заказчиков внедрять у себя высокоуровневые средства управления и автоматизации. Можно сказать, что к настоящему времени на рынке закончился этап стихийного внедрения виртуализации, когда заказчики руководствовались решением краткосрочных задач модернизации своих ИТ-инфраструктур, часто без наличия четкой стратегии развития. В результате, как обычно для такого начального этапа внедрения новых технологий, многие их них получили у себя инфраструктурный “зоопарк” и сейчас для них актуальной задачей является упорядочивание своих систем. При этом Gartner уверена, что от использования гетерогенных виртуальных сред большинству клиентов в любом случае нельзя будет уйти.

Усиление конкурентной ситуации

Рынок становится все более конкурентным в плане как конкретных продуктовых предложений, так и общего видения вендорами собственных стратегий движения в сторону облачных вычислений. VMware остается лидером рынка и по показателю рыночной доли, и по технологическим возможностям своих решений. Наверное, именно этот факт — лидерство VMware — является одним из самых главных, в значительной степени неожиданным итогом развития рынка средств виртуализации последних лет. Ведь еще четыре-пять лет назад с активным выходом на этот рынок ряда платформенных игроков во главе с Microsoft многие аналитики (в то числе и Gartner) высказывали сомнения, что “пионеру x86-виртуализации” удастся удержать ведущие позиции. Сейчас можно уже точно сказать, что VMware смогла это сделать, несомненно, при поддержке своей материнской компании EMC, в том числе благодаря наличию финансовых ресурсов, обеспечивающих инвестиции в развитие (также и путем приобретения внешних компаний) своего бизнеса.

Тем не менее можно с большой уверенностью сказать, что говорить о лидерстве VMware, как о каком-то пожизненном статусе, нельзя. Конкуренция обостряется, хотя, в представлении Gartner, заметными игроками продолжает оставаться прошлогодняя шестерка участников (в 2010-м в числе нишевых игроков были еще Novell и контейнерное направление Sun, уже перешедшее “под крыло” Oracle). Если сравнить квадранты Gartner этого и прошлого года, то можно увидеть, что местоположение VMware осталось неизменным, а все остальные усилили свои позиции по обоим ключевым критериям оценок (“способность к реализации” и “завершенность видения”). Единственным исключением тут стала Citrix, которая заметно отошла назад по своему главному преимуществу в плане общей стратегии развития.

В прошлом году сегмент “лидеры” поменял свой “одиночный” статус на “тройственный” — в этот квадрант впервые вошли Microsoft и Citrix. Причем основываясь на методике оценок рыночного положения Gartner, тогда было невозможно сказать, кто же из них занимает “второе место”: первая имела преимущества по критерию “способность к реализации”, вторая — “завершенность видения”. В 2012 г. можно однозначно говорить о “серебряной” позиции Microsoft, она сократила отставание от лидера, усилив свое присутствие по обоим критериям.

Orace смогла, наконец, перейти из разряда “нишевых игроков” в категорию “претенденты”. Несколько улучшила свои позиции Red Hat. Не менее примечательным фактом последних лет на этом рынке является устойчивое развитие второго “пионера” данного рынка — компании Paralles (она под названием SWsoft начинала освоение x86-виртуализации на рубеже веков). Ее шансы на “выживание” в ходе консолидации рынка в конце прошлого десятилетия оценивались аналитиками не очень высоко, самым вероятным виделся вариант ее приобретения кем-то из “больших” вендоров. Но этого не случилось, компания сохранила самостоятельность и продолжает удерживать прочные позиции, опираясь на свою традиционную стратегию активного продвижения своего ПО на рынок сервис-провайдинга.

В целом Gartner отмечает, что большинство заказчиков из списка Global 1000 достаточно широко используют средства серверной виртуализации, причем, как правило, в смешанном варианте технологий от разных поставщиков. Многие компании меньшего размера и организации в странах с “развивающейся экономикой” находятся еще на ранних стадиях освоения виртуализации. При этом заказчики сегодня имеют разные альтернативные варианты своего развития. Одним из них является парадигма облачных вычислений, в том числе использование IaaS-предложений от внешних сервис-провайдеров, которые смещают свои усилия в сторону поддержки гибридных моделей на основе интероперабельности собственных сервисов и существующей внутренней инфраструктуры заказчиков.

В отчете Gartner отдельно отмечается, что в формировании и развитии рынка серверной виртуализации по-прежнему большую роль играют средства, реализованные в виде открытых проектов (open-source software, OSS), в первую очередь речь идет о гипервизорах KVM и Xen. Однако, как и в предыдущие годы, они не включены в квадрант, тут присутствуют только коммерческие предложения вендоров. Объясняется это двумя моментами: во-первых, очень сложно оценить реальное присутствие OSS на рынке вследствие используемой распределенной модели бизнеса с опорой на общестенно-спонсируемую схему разработки и распространения ПО, во-вторых, ряд коммерческих поставщиков используют OSS-технологии в своих продаваемых продуктах, в частности Citrix (Xen), Oracle VM (Хen), Parallels (OpenVZ).

Хотя развитие проектов на принципах OSS продолжается и результатами их разработок могут пользоваться все желающие, все же реально прибегают к этой возможности лишь очень немногие предприятия-заказчики. Основными потребителями OSS-продукции являются внешние поставщики услуг (в том числе такие крупные, как Amazon и Google) и различного рода стартапы, которые применяют код OSS для создания собственных решений. При этом эксперты Gartner отмечают, что использование средств самообслуживания, широко применяемых в предложениях сервис-провайдеров на базе OSS, снижает затраты заказчиков на оплату лицензий, но требует дополнительных собственных расходов на управление и поддержку используемых внешних ресурсов.