27 декабря Правительство Российской Федерации одобрило проект концепции создания системы обеспечения вызовов оперативных экстренных служб через одинаковый для всей страны номер “112” на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований. Введение в действие “Системы-112”, разработка которой в России должна быть завершена в 2012 г., позволит уменьшить потери населения из-за несчастных случаев на 15 тыс. человек в год.

Концепция определяет общую архитектуру системы, ее основные контуры, этапы развертывания и источники финансирования. Ее утверждению предшествовало три года неспешной работы и откровенных проволочек — основанием для создания этого документа стало постановление Правительства РФ № 894 от 31 декабря 2004 г., которое и определило “112” в качестве единого номера для вызова экстренных оперативных служб.

Далее, в апреле 2006 г., в протоколе заседания Правительства РФ было дано определение ЕДДС муниципальных образований как организационной базы для создания “Системы-112”. Следующий важный шаг был сделан уже в ноябре 2006-го, когда появился приказ Мининформсвязи № 142 “Об утверждении и введении в действие российской системы и плана нумерации”, предусматривающий высвобождение номеров, начинающихся на “1” и “0”, для создания в будущем “Системы-112”.

Концепция носит межотраслевой характер, и проект распоряжения правительства потребовал согласования документа в Мининформсвязи, МЧС, ФСБ, МВД, Минздравсоцразвития, Минрегионе, Минэкономразвития и Минфине России, а также в органах власти 85 субъектов РФ.

По случаю утверждения концепции министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман заявил, что введение единого номера вызова экстренной помощи — это очень важный вопрос, потому что он касается безопасности и здоровья людей. Опыт разных стран мира, где используется единый телефонный номер для приема обращений населения в чрезвычайных ситуациях, доказал преимущества такого подхода к организации деятельности экстренных оперативных служб.

Министр рассказал о преимуществах “Системы-112”. В их числе — сокращение оперативности реагирования с одного часа до тридцати минут; прием звонков с любых телефонов; единый номер на территории всей России для вызова экстренных служб; многоязычность; наличие психологической помощи. По единому номеру “112” можно будет круглосуточно и бесплатно вызвать милицию, пожарников, спасателей (МЧС), скорую медицинскую помощь, аварийную газовую службу и службу “Антитеррор” (см. PC Week/RE, № 23/2007).

Организационная структура “Системы-112” носит многоступенчатый характер и содержит три уровня взаимодействия оперативных служб — муниципальный, субъектов РФ и федеральный (рис. 1). На муниципальном (местном) уровне диспетчер примет звонок и передаст сообщение во все необходимые службы. Оставаясь с пострадавшим на связи столько, сколько необходимо, диспетчер одновременно будет координировать действия служб экстренной помощи и отслеживать конкретную ситуацию от начала и до ее разрешения.

За помощью можно будет обратиться не только по номеру “112”, но и отправив SMS- или электронное сообщение даже в том случае, если закончились деньги на мобильном телефоне. Система навигации поможет определить, где находится пострадавший, и ему не понадобится тратить драгоценные секунды на объяснение. Позвонив по номеру “112”, абонент может говорить на любом языке.

Программно-технический комплекс ЕДДС “Системы-112” (рис. 2) включает разнообразные датчики в жилых домах и на предприятиях, системы мониторинга объектов и поддержки принятия решений, телекоммуникационную инфраструктуру, систему приемки и обработки вызовов, дежурно-диспетчерские службы (ДДС) и транспортные колонны пожарных, милиции, скорой помощи и газовых служб (ПТК).

Система приемки и обработки вызовов включает подсистемы хранения данных и справочных сервисов. В составе ДДС оборудованы автоматизированные рабочие места (АРМ) диспетчеров специализированных служб (пожарных, медицинских и т. д.). Телекоммуникационная инфраструктура на местном уровне включает центры коммутации систем подвижной связи (ЦК СПС), автоматические телефонные станции (АТС), узлы обеспечения вызовов оперативных экстренных служб (УОВЭОС), каналы связи.

“Систему-112” планируется реализовывать в несколько этапов. До конца 2008 г. будет сформирована межведомственная рабочая группа по координации внедрения системы, разработана нормативно-правовая база, созданы опытные зоны и типовые решения. Основное содержание второго этапа — тиражирование типовых решений на все субъекты Российской Федерации. Полномасштабное развертывание “Системы-112” на всей территории страны намечено завершить в 2012 г. (рис. 3).

Финансирование будет осуществляться из трех источников — федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных средств. По предварительным подсчетам, для создания “Системы-112” потребуется 55 млрд. руб. (40 млрд. руб. из федерального и региональных бюджетов и 15 млрд. из внебюджетных источников).

Деньги из государственного бюджета будут выделяться в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) “Электронная Россия” и “Снижение рисков”. В рамках первой из них будут оплачиваться проектирование и создание типовых компонентов, разработка регламентов и пилотные проекты в субъектах РФ, а в рамках второй — массовое оснащение ЕДДС, развертывание учебных центров, проектирование и строительство линий связи между ЕДДС и ведомственными ДДС.

Бюджеты субъектов Российской Федерации позволят выделить деньги на внедрение типовых решений с учетом их адаптации под собственные нужды и оплатить услуги связи и эксплуатации. Внебюджетные средства будут изысканы за счет операторов связи и понадобятся для создания и эксплуатации УОВЭОС.

“Два миллиарда долларов — это хорошо для начала создания “Системы-112”, но данной суммы явно недостаточно для завершения всей работы, — считает старший эксперт аналитической компании “Современные Телекоммуникации” Александр Корсунский. — В таком колоссальном проекте сразу сделать смету, которая учла бы все расходы на создание инфраструктуры (диспетчерских пунктов, баз данных, каналов связи) просто невозможно!”

По его словам, в США организация NENA (National Emergency Number Association) недавно оценила предстоящие расходы на модернизацию уже существующей в этой стране аналогичной системы Е911 в сумму более чем 8 млрд. долл. Так что наши 2 млрд. долл. — это только цветочки.

По-прежнему не ясен вопрос о том, какие средства связи будут задействованы для обеспечения быстрой и надежной передачи информации на всей территории страны независимо от состояния сетей связи общего пользования. В Финляндии, например, для этих целей применили охватившую всю страну TETRA-систему профессиональной радиосвязи VIRVE (см. PC Week/RE, № 16-17/2003), которой пользуются совместно и полиция, и пожарные, и врачи скорой помощи, и военные.

У нас же проект подобной структуры ТЕТРАРУС (см. PC Week/RE, № 19/2007) так и не вышел из пеленок из-за того, что заинтересованные ведомства не смогли договориться по этому поводу между собой. Да и в самой концепции создания “Системы-112” он не упоминается, хотя с учетом масштабов страны и задач МЧС необходимость разработки федеральной системы профессиональной радиосвязи у нас куда больше, чем в Финляндии.

Надо иметь в виду, что вопросы формирования телекоммуникационной инфраструктуры “Системы-112” придется решать не только на местном, но и на региональном и федеральном уровнях. Например, чтобы соединить Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) с центрами управления по субъектам РФ и очагами чрезвычайных ситуаций, нужно позаботиться о наличии во всех службах, участвующих в решении этих задач, совместимых между собой стационарных систем связи и профессиональных мобильных средств. А предусмотрены ли для этого соответствующие финансовые ресурсы — это вопрос.

Опыт европейских стран, где аналогичное решение о введении единого номера “112” было принято еще в 1991 г., показывает, что 10% пользователей сообщают крайне неточные данные о своем местонахождении (см. PC Week/RE Mobile, № 9/2006). Именно поэтому в ЕС проводится в жизнь “Директива 112”, согласно которой все пункты приема звонков службы спасения будут определять географические координаты абонентов. Более того, директива обязывает к тому, чтобы к 2009 г. все автомобили, произведенные в странах ЕС, комплектовались специальными устройствами eCall, которые в случае ДТП будут автоматически обращаться в службу “112”.

Но даже и без таких “прибамбасов”, как eCall, о которых у нас пока никто и не мечтает, побочные расходы на реализацию “Системы-112”, связанные с переходом с аналоговых АТС на цифровые и высвобождением номеров, начинающихся на “1”, выльются только для предприятий “Связьинвеста” в сумму 2 млрд. долл. (см. PC Week/RE, № 42/2007).

Какова же будет эффективность “Системы-112”? По оценке Мининформсвязи, в результате ее внедрения оперативность реагирования служб вырастет более чем на 30%; ожидается уменьшение человеческих потерь на 10 —15% и спасение не менее 15 тыс. человек в год. Ранее сообщалось также, что система поможет не менее чем на 10% сократить материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций, а средства, затраченные на ее создание, могут окупиться за срок, не превышающий пяти лет.