НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Отечественная система здравоохранения едва ли оправдает надежды поставщиков решений IoT и Big Data

Национальные системы здравоохранения, конечно, не являются главными потребителями новейших информационных технологий. [spoiler]

Тем не менее, они используют эти технологии в достаточно крупных масштабах. Ниже вы видите рисунок, заимствованный из нашей ноябрьской публикации “Отрасли, где концепции IoT могут дать значительный эффект”.

Таксономия IoT


Источник: J’son & Partners Consulting, ноябрь 2015 г.

Из этого рисунка следует, что, по оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, использование концепций IoT в здравоохранении может дать значительный экономический эффект.

А вот (см. ниже) рисунок, заимствованный из нашей прошлогодней публикации “Шесть китов цифрового здравоохранения”. Легко заметить, что самым большим “китом” здесь являются технологии “Big Data + Аналитика”.


Источник: Презентация заместителя генерального директора по развитию бизнеса ФОРС Николая Зезюлинского “Решения ФОРС для телемедицины и здорового образа жизни”

Можно также вспомнить публикацию “В здравоохранении США растет спрос на технологии Big Data”, в которой говорилось о том, что руководители учреждений здравоохранения видят большие перспективы технологий Big Data в медицинской сфере.

Но то “у них”. А что “у нас”?

Cовсем недавно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова подчеркивала приоритетность развития информационных технологий в связи с применением информатизации в направлении контроля качества медицинской помощи и развитием информатизации в регионах. Кроме того, она называла основополагающей задачей проведение тотальной информатизации и выравнивание уровня внутрирегиональных и межрегиональных учрежденческих МИС.

О том, насколько хорошо удалось решить эту основополагающую задачу, можно судить по нашей январской публикации “ИТ в здравоохранении в 2015-м: взгляд изнутри”, в которой излагался взгляд на проблемы информатизации отечественной медицины со стороны начальника отдела АСУ Республиканской клинической больницы.

Как известно, для решения любой задачи необходимы определенные ресурсы (в том числе, финансовые). А вот с ними в отечественной системе здравоохранения есть определенная проблема.

Ниже вы видите фрагмент мартовского номера “Парламентской газеты” (официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ), в котором обращается внимание на то, что в своем антикризисном плане Министерство финансов предложило урезать расходы на финансирование отечественной системы здравоохранения в три раза: c 46 до 13 млрд. руб.



Обратите внимание, что говорит по этому поводу президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: “В нашей стране на здравоохранение и так выделяется 3,6-3,7 процента ВВП. — Этого не выдержала бы ни одна страна старой Европы. Там на эти нужды тратится 10-12 процентов ВВП”.

Если в три раза сократятся общие расходы на финансирование отечественной системы здравоохранения, то, видимо, в разы сократятся и расходы на информатизацию этой системы. Что, среди прочего, приведет к краху надежд поставщиков решений IoT и Big Data на внедрение своих детищ в различных медицинских информационных системах (МИС), финансируемых государством.

Да и законопроект по телемедицине, о нюансах которого на прошлой неделе рассуждал Андрей Колесов, даже если и превратиться в закон, то его реализация будет отложена до лучших времен.

Интересно отметить, что упомянутая выше заметка в “Парламентской газете” появилась практически сразу после издания приказа Минздрава РФ “Об организации работ по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями”.



В этом приказе есть такой “айтишный” (см. ниже) пункт:



Вообще говоря (в плане использования богатейших возможностей современных ИТ), Минздраву следовало бы не ограничиваться публикацией планов своих работ на “официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет”, а с использованием новейших средств Web-разработки и технологий обработки больших данных организовать портал, в облачное хранилище которого со всей страны будут стекаться независимые оценки качества оказания услуг медицинскими организациями.

Причем портал, не только собирающий и “складывающий на полочку” (структурированные, слабоструктурированные или совсем не структурированные) мнения о качестве медицинских услуг, поступающие из различных регионов страны, но и обладающий определенными “аналитическими способностями”. То есть умеющий в реальном масштабе времени обобщать независимые оценки качества оказанных услуг и выдавать результаты данных обобщений в виде, удобном для анализа и оперативного выявления проблем.

Однако в условиях возможного секвестра бюджета Минздрава это пожелание (к глубокому огорчению поставщиков современных ИТ-решений) едва ли будет возможно реализовать  :(