Дело было простое. Мне нужно было приобрести некий "инвестиционный продукт". Я мог бы это сделать из дома через банк-онлайн, но деньги у меня были в виде наличных, да и сумма не очень маленькая. Все равно нужно было бы вносить на счет и лучше – через кассу. К тому же нужно было поменять инфо в моих личных данных в аккаунте, а это можно было сделать только в офисе. Кстати, данные (адрес) у меня поменялись еще три с половиной года назад, а еще два года назад я проводил операции в Сбербанке и на это никто не обращал внимание. Я сейчас сам заметил случайно.
Так вот – я думал управиться за 5-10 минут, но все эти операции растянулись на 1 час 50 минут. Мной занимались постоянно, последние полчаса – непосредственно начальница (девушка лет 25-30-ти) вместе с менеджером (лет 30-35). Пару раз перезагружали компьютер, несколько раз авторизовывались, три раза звонили в свою техподдержку... При этом время от времени говорили о том, что все подобные проблемы появились в последние пару месяцев, что у них произошла смена система, что раньше все работало намного лучше... Хотя я сразу скажу: дело было не только в ИТ, было видно, что оба менеждера не очень хорошо ориентируются в операциях данного типа (хотя работают именно на них, как минимум, уже более трех месяцев – я с ними общался в ноябре), мне даже приходилось моментами выступать консультантом...
Все это как-то странно. Я, хотя и не очень активно, но имею дело с подобными операциями с "активами" уже почти десять лет. Тогда этим занималась "Тройка-Диалог", все процедуры там давно были выстроены, все операции автоматизированы. Дело, за которым я провел в офисе "Сбербанка", занимало реально 5 минут. Несколько лет назад "Тройка-Д" была приобретена "Сбербанком" и началось… Первый год еще можно было понять – "переходный период". Но с тех пор уже прошло, кажется, более четырех лет…
Я могу сказать, в чем была проблема с моими данными (я не говорю просто о вопросах "авторизации" и о том, что сотрудники до сих пор не очень хорошо знают функционал системы) – они были "продублированы" в разных компонентах моего личного кабинета. Вы исправляет данные в одном документе, а в другом они остаются старыми. Это вместо того, что – как это нужно – иметь одну запись с персональными данными, которые используются во всех документах. Очевидный архиректурный "ляп", причем - давнишний
Виновата ли тут "старая ИТ-инфраструктура", которая перестала удовлетворять г-на Грефа? Помогут ли современные методы "in-memory" и открытость новой платформы?
Не уверен…
P.S. Еще на этой неделе в блогах тема успешности мобильного бизнеса Microsoft неожиданно вылилась в дискуссию о пользе охранников в офисах. По этому поводу еще одно наблюдение этих дней.
У нас на Преображенке есть место, называемое местным населением "Дом банков": на первом его этаже находятся подряд четыре офиса разных банков. Я как-то обратил внимание: в охранник есть только в одном из них. И вот неделю назад один из этих банков перестал проводить операции с физическими лицами… Как раз тот самый…
Конечно, скорее всего, это просто совпадение. Хотя, может быть, и не совпадение.
В распределенной информационной системе даже поломка небольшой пружины может привести к "дрожанию" всей системы.
Переход на open source? - это не поломанная пружинка, это целый шкаф может упасть.
Не поможет Сбербанку кардинально поменяться ни новая ИТ-система, ни новые процессы. Начинать надо с людей, набирать молодых с горящим взором, и желательно в отдельный банк. Назвать его "Сбербанк Новый" и отдавать по чуть чуть клиентскую базу, начиная с самой продвинутой ее части.
А может быть пора перестать мыслить категориями "старый\новый банк" и подумать насчет "банк-как-сервис". Сбербанк вполне себе может нормально оказывать ряд услуг. Ряд услуг могут оказывать другие банки качественно. Подумать о вертикальной дезинтеграции, о том что не обязательно делать все самим и превращаться в банковский маркетплейс (как хочет Тинькофф), благо у Сбера есть самая большая клиентская база
В деле получения финансовой господдержки. Не совсем, конечно, монополист, но явный лидер с большим отрывом