[spoiler]
Начну с личного. В апреле я писал о целом серии проблем со своими банковскими картами в феврале-марте (раньше подобных инцидентов за почти 15 лет пользования картами не было, см. Национальная система платёжных карт (НСПК) – какова ее надежность? и высказал предположение, что это могли был не действия внешних злоумышленников, сбои именно платежной системы. Сейчас, в докладе, я увидел, что "мои сбои" точно совпадают с датами этапов "подключений" к системе очередных банков.
А в конце апреля появились публикации о сбоях в работе НСПК и о претензиях к системе со стороны банков.
В принципе, сбои в ИТ – это, можно сказать, обычное дело, а тем более в начале эксплуатации. Но дело в том, что из статей появляется понимание того, что сам проект еще находится в совершенно начальной стадии становления, что ему еще нужно "расти и расти", значит, многие проблемы еще впереди. И более внимательное изучение доклада Сергея Бочаров показывает, что ответов на многие вопросы там нет.
Например, не очень понятно – на какие параметры работы должна выйти НСПК в обозримом будущем, скажем, к концу этого года. Говорится о подключении 77 банков в 16 городах.
А сколько банков и в скольких городах, должно получиться в итоге? Тем более, что из публикаций в СМИ видно, что многие банки подключены сегодня "не полностью" (только некоторые их отделения). В докладе говорится о выходе НСПК в конце апреля на уровень 5 мнл. операций в день. А каков общий объем таких операций сейчас по стране? На какие показатели должна выйти НСПК?
Ведь понятно, что по мере роста операций могут возникать проблемы с производительностью…
Совершенно непонятным выглядит и ситуация с сотрудничеством международных платежных систем (МПС – Visa, MasterCard) с НСПК. Выступает ли НСПК тут в роли IaaS-провайдера (сдает в аренду только аппаратные ресурсы) или в качестве SaaS-провайдера (т.е. именно берет на себя содержательную работу). Кто, собственно, говоря, контролирует операции по картам той же Visa?
Напомню, что осенью говорилось о том, что перевод МПС на НСПК позволит обеспечить бесперебойную работу международный карт, даже в случае блокировок со стороны МПС. Но сейчас из комментариев спецов видно, что это не так: НСПК выступает в данном случае сугубо как коммуникационная инфраструктура, в лучшем случае, как IaaS-провайдер, сами же процессинговые операции по МПС-картам выполняются в частных МПС-облаках (которые к тому же, судя по кулуарным пояснениями, находятся за рубежом). По сути же подключение МКС к НСПК заключается в том, что МКС просто передают уже давно имеющуюся у них в России коммуникационно-вычислительную инфраструктуру от своих российских партнеров в ведение НСПК.
В общем, понятно лишь одно: НСПК находится лишь в начале своего пути…