НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Как дела с Национальной системой платежных карт?

Как известно, с 1 апреля введена в действие инфраструктура Национальной системы платежных карт (НСПК). Публикации в СМИ по этому поводу все это время (начиная с марта) были очень "недетальными", в основном все сводилось к обсуждению вопроса, когда к НСПК подключиться Visa, по сути же системы – практически нулевая информация. Некоторый свет на вопрос пролил доклад замдиректора НСПК Сергей Бочкарев в своем выступлении на московской конференции Huawei в конце апреля (см. Как устроена Национальная система платежных карт. Вроде бы там было проведено немало информации, сказаны какие-то слова, но все же уже по ходу выступления возникало ОЧЕНЬ много вопросов. Их число выросло после более детального изучения доклада и анализа появившихся уже после выступления новостей с "фронта НСПК". Сразу уточню, что формат выступления был, как обычно, "односторонне направленным", вопросы слушателей в нем не были изначально предусмотрены.
[spoiler]
Начну с личного. В апреле я писал о целом серии проблем со своими банковскими картами в феврале-марте (раньше подобных инцидентов за почти 15 лет пользования картами не было, см. Национальная система платёжных карт (НСПК) – какова ее надежность? и высказал предположение, что это могли был не действия внешних злоумышленников, сбои именно платежной системы. Сейчас, в докладе, я увидел, что "мои сбои" точно совпадают с датами этапов "подключений" к системе очередных банков.



А в конце апреля появились публикации о сбоях в работе НСПК и о претензиях к системе со стороны банков.

В принципе, сбои в ИТ – это, можно сказать, обычное дело, а тем более в начале эксплуатации. Но дело в том, что из статей появляется понимание того, что сам проект еще находится в совершенно начальной стадии становления, что ему еще нужно "расти и расти", значит, многие проблемы еще впереди. И более внимательное изучение доклада Сергея Бочаров показывает, что ответов на многие вопросы там нет.

Например, не очень понятно – на какие параметры работы должна выйти НСПК в обозримом будущем, скажем, к концу этого года. Говорится о подключении 77 банков в 16 городах.



А сколько банков и в скольких городах, должно получиться в итоге? Тем более, что из публикаций в СМИ видно, что многие банки подключены сегодня "не полностью" (только некоторые их отделения). В докладе говорится о выходе НСПК в конце апреля на уровень 5 мнл. операций в день. А каков общий объем таких операций сейчас по стране? На какие показатели должна выйти НСПК?

Ведь понятно, что по мере роста операций могут возникать проблемы с производительностью…

Совершенно непонятным выглядит и ситуация с сотрудничеством международных платежных систем (МПС – Visa, MasterCard) с НСПК. Выступает ли НСПК тут в роли IaaS-провайдера (сдает в аренду только аппаратные ресурсы) или в качестве SaaS-провайдера (т.е. именно берет на себя содержательную работу). Кто, собственно, говоря, контролирует операции по картам той же Visa?

Напомню, что осенью говорилось о том, что перевод МПС на НСПК позволит обеспечить бесперебойную работу международный карт, даже в случае блокировок со стороны МПС. Но сейчас из комментариев спецов видно, что это не так: НСПК выступает в данном случае сугубо как коммуникационная инфраструктура, в лучшем случае, как IaaS-провайдер, сами же процессинговые операции по МПС-картам выполняются в частных МПС-облаках (которые к тому же, судя по кулуарным пояснениями, находятся за рубежом). По сути же подключение МКС к НСПК заключается в том, что МКС просто передают уже давно имеющуюся у них в России коммуникационно-вычислительную инфраструктуру от своих российских партнеров в ведение НСПК.

В общем, понятно лишь одно: НСПК находится лишь в начале своего пути…