Известно, что благодаря всеобщей интернетизации бумажные книги неуклонно вытесняются из оборота книгами электронными. Преимущество электронных книг перед бумажными состоит не только в их компактности и “экологичности”, но и в доступности. Если на поиски нужной бумажной книги нередко приходится затратить немало времени, то нужную электронную книгу, как правило, можно скачать из Сети практически мгновенно. Кроме того, набирает обороты Интернет-телевидение. То есть телевидение, которое передается не через пресловутый эфир, а через Интернет. Говорят, в Японии услугами Интернет-телевидения пользуются свыше 90% владельцев смартфонов и планшетов.
Все идет к тому, что очередной жертвой всеобщей интернетизации может стать “эфирное” FM-радио. По некоторым сведениям, первой в мире данное радио отключит Норвегия. Сообщается, что спектр частот, выделенных под радио в Норвегии, позволяет транслировать на федеральном уровне всего пять FM-каналов. При этом уже сейчас в стране транслируются 22 канала цифрового радио, а при полном отказе от аналогового вещания их количество может достигнуть 42. На сайте BFM.RU утверждается, что “сегодня более половины норвежских радиослушателей пользуются цифровым радио ежедневно. Сейчас королевство Норвегия — единственная страна, четко указавшая дату перехода на цифровое радиовещание”.
Но то в Норвегии. А что у нас? Лично я давно (как в нашей стране, так и за рубежом) пользуюсь мобильным Android-приложением “Радиопоток”, которое в любом месте, где есть Интернет, обеспечивает мне беспроблемный доступ к множеству (около сотни) преимущественно российских “реальных” и “виртуальных” радиостанций, разбитых на несколько категорий: “Популярные станции”, “Новостные станции”, “Классическая музыка”, “Радио джаз”, “Клубная музыка”, “Детское радио” и так далее… Ума не приложу, как создатели этого мобильного приложения оправдывают затраты на его разработку: ведь никакая реклама при запуске данного приложения на экран не “выплывает”. К тому же интерфейс данного приложения хотя и очень удобен, но настолько примитивен в дизайнерском отношении, что рекламе там “всплывать” просто негде. Ну да речь сейчас не об этом. А вот о чем.
На сайте Минкомсвязи никакие планы о полном переходе отечественного “эфирного” FM-радио в Сеть не упоминаются. Если в поисковой строке данного сайта набрать слово “FM-радио”, то можно набрести на статью пятилетней давности “Современное аналоговое радио с переходом на цифровое вещание, которое будет осуществлено в ближайшие годы, не только не умрет, но и приобретет более высокое качество и распространение, считает гендиректор ЕМГ Александр Полесицкий”, перепечатанную с сайта “РИА Новости” и приуроченную к “Дню радио”, которое в нашей стране отмечается 7 мая.
В данной статье гендиректор Европейской медиагруппы Александр Полесицкий отмечает: “Еще одним из направлений развития радио станет интернет, который никогда не будет конкурентом эфирному вещанию, но тем не менее, будет получать все более и более широкое распространение”.
В общем-то, это “знакомая песня”. Из серии “Кино никогда не вытеснит театр”, “Телевидение никогда не вытеснит кино”, “Электронная книга никогда не вытеснит бумажную” и т. д. Однако о странах, где полностью запрещены театр, кино или бумажные книги, что-то не слышно, а вот страна, объявившая о полном переходе “эфирного” FM-радио в Интернет, уже известна.
Однако нельзя сказать, что в нашей стране для популяризации идеи о преимуществах Интернет-радио ничего не делается. Так например, во “Всероссийской премии в области радиовещания 2015” (её итоги будут объявлены 5 июня) имеются номинации “Лучшая онлайн-радиостанция” (18 номинантов) и “Лучший радиосайт” (7 номинантов). Так что, как говорил О. Бендер, “лед тронулся”. Поэтому не исключено, что и наша страна в обозримом будущем последует примеру Норвегии и других экономически развитых стран, умеющих считать свои денежки.
Утверждается, что по оценкам властей Норвегии, общая экономия от перехода страны на цифровое вещание составит 200 млн. норвежских крон в год (это почти полтора миллиарда рублей), которые радиостанции смогут инвестировать в качество и разнообразие контента.
Впрочем, в развитии Интернет-радио заинтересованы не только госструктуры, стремящиеся сэкономить на услугах эфирного радиовещания. Собственные Интернет-радиостанции все чаще создают крупные пространственно-распределенные корпорации. В качестве своего рода дополнения к своим корпоративным сайтам. Cобственными FM-радиостанциями обзавелись некоторые деловые СМИ федерального масштаба. Удивляет, что такого рода радиостанций пока нет ни у Минкомсвязи, ни у крупных отечественных ИТ-ассоциаций. Ну да это, надо полагать, дело времени. Обратите внимание: один из лидеров упомянутой выше номинации “Лучший радиосайт 2015”, среди прочего, предлагает средства для создания корпоративных Интернет-радиостанций. И, как уверяет, этот лидер, предлагаемые ими средства пользуются все возрастающим спросом. Ну да это тема отдельного разговора.
Уже 5 июня по итогам всенародного онлайн-голосования станет известно, чей радиосайт лучше