НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Контрафакт и заводской брак – разные вещи. Но бороться надо не только с ними

Народная мудрость гласит: “Не умеешь врать – не ври!”. Есть и такой совет (для лгунов): “Ложь должна выглядеть правдоподобно”.[spoiler]

Можно ещё вспомнить слова, которые приписывают поэту Фёдору Тютчеву: “Мысль изреченная есть ложь”. Похоже, данное высказывание можно отнести к некоторым фрагментам публикации “Роскосмос нашел вину Запада в деле "Фобос-Грунта" со второй попытки”, которая вчера появилась на сайте Rbc.ru.

В ней, в частности, говорится, что “глава Роскосмоса Владимир Поповкин на совещании в Воронеже рассказал, что при конструировании автоматической межпланетной станции "Фобос-Грунт" были использованы "некондиционные" импортные микросхемы”.

Почему в данном случае слово "некондиционные" взято в кавычки, для меня загадка. Ведь при сборке ответственных узлов все комплектующие должны проходить очень жесткий входной контроль. Неужели при сборке “Фобос-Грунта” такой контроль не производился? Трудно поверить…

А вот ещё выдержка из упомянутой выше заметки: “При этом руководитель космического ведомства добавил, что "применение импортных микросхем - это болезнь не только наша". "Целые разборки идут в последнее время и в NASA, и Минобороны США по контрафакту этой продукции", - отметил он”.

Контрафактная продукция – это продукция, ввезенная в страну с нарушением таможенного законодательства. Ещё бывают подделки – это когда неизвестно кем произведенный товар выдается за продукт известного производителя.

Так может, при сборке “Фобос-Грунта” использовалась контрафактная продукция? То есть продукция, ввоз которой в нашу страну напрямую от производителя запрещен законами той страны, где эта продукция производится? Такое в принципе возможно, хотя и выглядит очень некрасиво.

Так как внятного ответа на вопрос “Кто виноват?” в данном случае пока нет (кроме “Козней инопланетян” или туманного варианта “роковое стечение обстоятельств”), то попробуем поискать ответ на вопрос “Что делать?”. Один из вариантов ответа на него можно найти в недавней публикации Сергея Бобровского “Состояние (ИТ) ВС РФ катастрофическое (2)”. Перечитайте последний абзац этой публикации и попытайтесь довести содержащуюся там мысль до сведения лиц, принимающих соответствующие решения. Если это в ваших силах, конечно. Ну не может считаться великой страна, не имеющая конкурентоспособной электронной промышленности…

Размышления о целесообразности инвестиций в электронику можно найти, к примеру, здесь. В них, среди прочего говорится: “До 2015 г. наша страна намерена вложить 300 млрд. руб. в электронную промышленность…Такие капиталовложения позволят России установить доминирование отечественных электронных предприятий на внутреннем рынке, а также занять определенные позиции в мире”.

Кто знает, c каким КПД тратятся эти запланированные 300 млрд. руб.?
Или речь теперь идет о совсем других суммах?
Александр
Я бы не стал серьезно воспринимать и анализировать то, что наговорил Поповкин. Это уже не первая его версия аварии. Возможно будут и еще. Создается впечатление, что он пытается свалить вину куда-нибудь  подальше от себя.
Совершенно очевидна недоработка в управлении проектом. Но кто и где не провел необходимых тестирований, боюсь мы узнаем не скоро. Как впрочем и причину непроведенных тестирований, вроде нехватки финансирования.
Петр Чачин
Я думаю, что общее финансирование программ по компонентной базе было сокращено в 2008 - 2010 гг. Это видно на судьбе широко разрекламированных проектов АФК "Система" и зеленоградского "Ангстрема". Сейчас финансирование продолжено и проекты возобновились, но от первоначально объявленных сроков внедрения они отстают года на два.