НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Питер и иллюзии "ответственности"

Красивым и вдохновляющим оказалось на конференции Agile 2011 выступление Lv Yi -- создателя коммьюнити Scrum China, первого китайского сертифицированного scrum-тренера. Оно было посвящено системному мышлению -- пониманию, как вещи взаимодействуют друг с другом в рамках целого, более глобальной системы (pdf).



Автор (его блог) приводит известную цитату Эйнштейна:
Наиболее важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором они появились.
Надо еще упомянуть эпистемолога Грегори Бейтсона, который считал, что многие сложные задачи не имеют решений на своем логическом уровне, требуется думать совсем по-другому. Как? Одну из работающих моделей предлагает системный подход.

[spoiler]В любой прикладной системе можно выделить шаблоны ее поведения. Их надо распознать и правильно воздействовать на переменные, имеющие наибольшую важность (как правило, это наиболее независимые переменные).

Lv Yi приводит несколько типичных шаблонов, связанных и с разработкой, и с управлением. Например: увольняем персонал в погоне за профитом -- падает общая производительность -- в итоге прибыль падает. Достигается малый выигрыш, но появляются длительные проблемы.

Другой шаблон: в системе найдена ошибка -- ее надо быстро пофиксить. Но при этом не выясняется корень проблемы, источник типовых багов (плохое проектирование, невнятные требования). В результате сторонние эффекты от быстрых фиксов приводят к тому, что поток ошибок становится непрерывным, а система начинает работать крайне неустойчиво и непредсказуемо.

Выход ("разрыв шаблона") с системной позиции:
- Поймите ситуацию в целом, найдите вторичные зависимости, поищите альтернативные решения, которые ранее не обсуждались;
- Используйте этот шаблон как аналитический инструмент для поиска фундаментального решения;
- Сформулируйте долгосрочное видение решения;
- Снизьте зависимость проекта от краткосрочных работ и заплат.

Что касается аджайлов, Lv Yi предлагает делать акценты на само-управляемых кросс-функциональных командах, управлении неисправностями, прозрачности и коллаборации. Как конкретно это делать?

Ответы Lv Yi нашел в работах Сенге Питера, возглавляющего центра организационного обучения при Массачусетском технологическом институте. Его известная книга "Пятая дисциплина" посвящена самообучающимся организациям, и хотя была написана в 1990-м, как ни странно, в актуальности своей только приобрела.

Пять дисциплин по Питеру:
- персональное мастерство;
- интеллектуальные модели -- как мы понимаем мир и действуем в нем;
- создание общего видения;
- групповое обучение;
- системное мышление, интегрирующее предыдущие четыре дисциплины.

Убеждения, ограничивающие обучение:
- Я имею свою позицию.
- Вон там враги.
- Иллюзия "брания на себя ответственности".
- Восприятие происходящего как локальных краткосрочных эффектов очевидных действий.
- Притча о кипящей лягушке (из кипятка лягушка выпрыгнет, а если воду греть постепенно, то момент, когда еще не поздно убежать, она прозевает).
- Иллюзия извлечения уроков из опыта.
- Миф об управляемой команде.

11 законов Питера для гибкого управления:
Сегодняшние проблемы приходят из вчерашних "решений".
Чем сильнее вы давите, тем сильнее система сопротивляется.
Ситуация всегда становится лучше перед тем, как начнет ухудшаться.
Легкий путь обычно ведет обратно.
Лечение может быть хуже, чем болезнь.
Чем быстрее, тем медленнее.
Причина и следствие не являются тесно связанными во времени и пространстве.
Небольшие изменения могут приводить к большим результатам, только сферы такого воздействия далеко не всегда очевидны.
Большой пирог лучше есть по частям.
Разделив слона пополам, мы не получим двух маленьких слонов.
Виноватых не существует.
Стельмах Сергей
11 законов Питера напомнили мне парадоксы Мёрфи. Или это показалось только мне? :D  
Сергей Бобровский
Да, и при том, что Сендж преподает в классической образовательной структуре, а не какой-нибудь "инновационной". Хотя наверное потому MIT и в числе мировых образовательных лидеров.