НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Качественный продукт в срок -- уже маловато!

Чего же сегодня жаждут заказчики? Почему их уже не устраивает поставка качественного ИТ-продукта в срок? На эту тему, обозревая конференцию Agile 2011, рассуждает Стив Деннинг из Forbes, немало лет проработавший директором по управлению знаниями во Всемирном банке.

По его мнению, традиционный менеджмент сегодня в серьезном кризисе (см. картинку предыдущего поста). Он не учитывает качественный сдвиг в восприятии современных сервисов потребителями, воспитанными комфортными виртуальными средами. Вот что предлагает agile-специалистам Деннинг:

[spoiler]- Сегодня от поставки продукта надо переходить к доставлению пользователю радости;
- Не надо путать радость с шаблонным маркетинговым "удовлетворением клиента";
- Как понять, когда работа над проектом завершена? Когда он сдан в срок? Нет!
В Scrum например есть понятие "done" -- Деннинг предлагает выразить его в форме "когда пользователь рад!";
- Но эту радость надо обязательно измерять, дабы она не стала пустым словом (как это сделать);
- В небольших компаниях все держится на экстраординарных личностях -- но если они уходят? Чтобы работать устойчиво, организации надо иметь четкую цель;
-- Классическая фирма старается заработать деньги для акционеров, а agile-компания должна фокусироваться на доставлении радости пользователям как конечной цели менеджмента. Деньги в таком случае будут результатом, но не целью.

Интересно, что именно эти неосоциалистические идеи автор Forbes считает особо важными в задачах масштабирования аджайлов на крупные корпорации.
Он отмечает пять принципов классического управления 20-го века:
- задача фирмы -- делать деньги;
- менеджеры работают как надзиратели за индивидуальными сотрудниками;
- работа координируется иерархически и бюрократически;
- главная вещь -- эффективность;
- коммуникации сводятся к приказам и указаниям.

Можно бесконечно рассуждать об эффективности повышения эффективности с помощью этих принципов, однако факт остается фактом -- по мере виртуализации глобальной экономики ряд крупных ИТ-компаний, придерживающихся такой негибкой схемы, стремительно теряет свои позиции на рынке -- причем даже на фоне высокого спроса на их продукцию!

Аджайл-принципы управления 21-го века, по Деннингу, таковы:

- задача фирмы -- радовать пользователей;
- менеджер -- способист/движетель/мобилизатор (enabler) для команд и индивидуалов;
- от бюрократии к динамическим связям;
- от одномерного результата к многомерному;
- от приказов к общению.

Успешность этих подходов доказана крупнейшими проектами, хотя тут выходит на первый план скорее харизматичность менеджеров, да и самих сотрудников -- а где таковых найти?

Интересно сравнить этот менеджерский тренд с изменениями, которым подвергаются популярнейшие аджайлы. Так, что касается экстремального программирования,  то окончательно подтвердили свою стратегическую важность принципы частых релизов, простота проектирования, технические практики наподобие рефакторинга, реал менеджмент (прагматизм, текущая ситуация) и кросс-фунциональные команды. А вот глубокому пересмотру подлежат принципы оценки и планирования рабочих процессов со всевозможными графиками продвижения. Они не изменяют менталитет людей, а лишь частично помогают ответить на вопросы типа "когда эта задача закончится, если продолжать работать, как сейчас" -- но называть такой подход "гибким" слишком жирно.


далее -- догонит ли Россия Индию?