НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Кривая опыта

Интересную интерпретацию тенденций экспоненциального развития технологий предложил шведский доктор вычислительных нейронаук Anders Sandberg, Research Fellow института гуманизма будущего. Он объединил несколько шаблонов технического и экономического развития и получил достаточно интересный, хотя и в какой-то степени очевидный, результат.

[spoiler]В 1960-е гг. была разработана концепция так называемой кривой опыта (experience curve effect by Bruce Henderson, Boston Consulting Group). Она показывает, что себестоимость и время производства единицы товара со временем снижается нелинейно. Чем больше продукции организация производит, тем заметнее она учится этот процесс оптимизировать, и тем дешевле это производство ей обходится. На этой основе создан ряд управленческих методик, нацеленных на предсказуемое снижение добавленной стоимости.


По идее, кривая опыта должна применяться и к промышленности -- например, к добыче нефти и газа. Уж для внутренних целей себестоимость литра нефти вполне могла бы быть в несколько раз ниже. Однозначно, если организаторы добывающего производства активно занимались бы его оптимизацией, то результат получился бы примерно такой:

"Был такой человек, Рико Меделлин. Он работал на конвейере. Его работа заключалась в том, чтобы день изо дня совершать одну единственную процедуру длительностью 43 секунды. И этот парень, Рико, говорил, что после 5 лет выполнения этой процедуры он наслаждался своей работой и получал фан. Как это вообще возможно? Можете представить, чтобы такое было у ваших программистов?
А вот что этот Рико сделал. Он сделал из работы игру. Он поставил себе цель улучшить результат. И за 5 лет дооптимизировался до 28 секунд".

Денис Войханский, Как создать фан на рабочем месте.

Посмотрим на эту зависимость с другой стороны. По данным института Santa Fe Institute, зависимость между числом единиц продукции на вложенный доллар -- экспоненциальная. Чем больше вкладываем денег, тем больше получаем продукции.
Это наглядно видно из графика, особенно для наукоемкой продукции, чипов и жестких дисков.


Но ведь и объемы продаж продукции ограничены, и после пика продаж наступает заключительный спад. Если эти закономерности объединить, то выявится заметное ограничение со стороны объемов продаж -- само же производство почти всегда можно долго улучшать!

Sandberg делает такой вывод: технологическая стагнация имеет своей первопричиной не какие-либо фундаментальные физические или инженерные пределы, а отсутствие экономических стимулов для дальнейшего развития. А когда интерес высокий, то и рост тоже стабильный, чему подтверждением служит, например, никем не опровергнутый пока закон Мура. Спрос на производительные процессоры огромный, поэтому и их мощность продолжает успешно расти.

Многие высокие технологии развиваются плавно, однако существуют и революционные скачки, которые нередко связаны с особенностями отрасли. Так, в сфере ИТ подобных продвижений больше -- например, кому-то удалось придумать сильную вычислительную идею или высокопроизводительный алгоритм. А вот в сборочных производствах прогресс плавный -- хотя, конечно, он косвенно тоже стимулируется мощными ИТ-прорывами.

Применительно к корпоративной стратегии рекомендации Sandberg-а можно интерпретировать так: гораздо выгоднее длительно заниматься глубоким развитием небольшого числа продуктов, нежели поверхностно хвататься за быстрое продвижение множества направлений, надеясь, что авось какое-нибудь "выстрелит".
Митин Владимир
гораздо выгоднее длительно заниматься глубоким развитием небольшого числа продуктов, нежели поверхностно хвататься за быстрое продвижение множества направлений, надеясь, что авось какое-нибудь "выстрелит".

Очень правильная мысль. Среди прочего, она поясняет, почему на ИТ-рынке очень уверенно чувствуют себя нишевые дистрибьюторы. А вот многие из тех дистрибьюторов, которые из нишевых стремились перейти в многопрофильные, кризис не пережили.

Ещё пример. Несколько из другой области. Одна дама, работающая в полиграфической компании, рассказывала мне , что в Великобритании очень хорошо чувствуют себя издатели узкопрофильных собачьих журналов. В данном случае, узкопрофильность заключается в том, что эти издания (их в Великобритании несколько десятков) посвящены не собакам вообще, а их вполне определенным породам. У издателей этих узкоспециализированных журналов очень благодарная, лояльная и активная читательская аудитория.

Похожие тенденции наблюдаются и в специализированной компьютерной прессе. Однако любой специализации есть предел. К примеру, трудно представить себе врачей по левой руке и, к примеру, врачей по правой!:)   Плюс отдельные врачи по ногам, головам и прочим частям тела! :) А ведь права восточная медицина: нельзя лечить отдельные органы, надо воздействовать на организм в целом. Тогда со своими отдельными органами он (организм) cам как-нибудь разберется. Поэтому нельзя доверяться "узким" интеграторам: может, какой-либо один бизнес-процесс они вам замечательно автоматизируют. Зато несовершенство других бизнес-процессов сведет этот "лоскутный эффект" к нулю.
Сергей Бобровский
Интеграторам, чтобы не становиться такими слишком узкими, надо хотя бы для самих себя определиться с тем, какой продукт они "производят". Наверное, это должен быть жизненный цикл соответствующей услуги, если стандарты посмотреть, там хорошо описаны требования ко всем процессам, определяющим ЖЦ, которые не дадут в "узость" скатиться.