Рынок PLM (Product Lifecycle Management) сейчас на подъеме. По оценке аналитической компании CIMdata, в прошлом году его объем увеличился на 10,4% и достиг 20,1 млрд. долл., а к 2011-му он вырастет предположительно до 30 млрд. долл. (pcweek.ru/?ID=628993). Подобная тенденция предопределяет интерес к данному сегменту со стороны крупных разработчиков ПО и способствует обострению конкуренции между ними. В частности, приобретя в мае нынешнего года компанию Agile, корпорация Oracle получила в свое распоряжение PLM-решения для отраслей высоких технологий, медицины, промышленности, производства фасованных товаров и вышла в те сегменты, где традиционно доминировали бизнес-приложения SAP (pcweek.ru/?ID=630124). К тому же на рынке PLM появился еще один гигант после того, как концерн Siemens купил одного из ведущих поставщиков PLM-продуктов компанию UGS.

SAP, начавшая выпуск PLM-продуктов еще в 2000 г. и сейчас имеющая порядка 5500 заказчиков в разных странах мира, также намерена предпринять ряд мер по укреплению своих позиций в сегменте. К этому ее, несомненно, подталкивает и не слишком высокое место в общем рейтинге (по данным CIMdata, компания занимает девятое место на рынке PLM), и недостаточно высокие по сравнению со среднерыночными темпы роста доходов по направлению PLM (по информации аналитической фирмы AMR Research, в 2006-м рост данного направления у SAP составил 8%). В связи с этим руководство компании недавно обнародовало план развития своих PLM-продуктов до 2010 г.

Судя по заявлениям представителей SAP, основная идея этого плана состоит в том, чтобы расширить возможности нынешних PLM-приложений и открыть к ним доступ специалистам за пределами конструкторско-технологических отделов. Ведь, как известно, технология PLM берет свое начало в индустрии САПР, и до последнего времени основными пользователями этих систем были конструкторы и технологи.

К концу нынешнего года SAP намерена дополнить PLM-приложения новыми средствами управления ресурсами и проектами, направленными на ускорение выпуска продукции в продажу. В течение же 2008-го основное внимание будет уделяться упрощению пользовательского интерфейса за счет внедрения ролевых механизмов. Доступ к функционалу будет происходить с учетом роли пользователя на предприятии. Предполагается, что такой подход позволит облегчить сотрудникам работу с PLM-системой и получить больше отдачи от ее использования.

В 2009-м главным направлением станет интеграция различных процессов, относящихся к разработке и производству продукции. Новый функционал даст возможность управлять информацией, создаваемой на этапах концептуального проектирования, конструкторской подготовки, конфигурирования изделия, разработки техпроцессов и текущей эксплуатации, в единой интегрированной системе, доступной не только конструкторско-технологическим подразделениям, но также и отделам продаж, маркетинга и поддержки.

И, наконец, на 2010-й намечено усилить работу с данными реального времени, поступающими от сенсоров, RFID-меток и штрихкодов, а также обеспечить интеграцию с ведущими инструментами цифрового производства, такими как Delmia (Dassault Systemes) и Tecnomatix (UGS).

Комментируя планы SAP, аналитики подчеркивают их важность для компании. По словам Эдда Миллера, президента CIMdata, это самый амбициозный анонс компании в области PLM из всех, ею сделанных. По его словам, судя по опубликованным планам, SAP хорошо знает свои слабые места и хочет от них избавиться.

План SAP направлен на то, чтобы расширить возможности нынешних PLM-приложений компании и открыть к ним доступ широкому кругу специалистов.

Мимо внимания экспертов не прошло и то, что SAP в отличие от Oracle намерена создавать новый функционал самостоятельно, а не наращивать его за счет поглощения других игроков. Для этого компания планирует увеличить инвестиции в разработки в области PLM, однако конкретную сумму не называет.

Еще одно различие между стратегиями Oracle и SAP состоит в том, что первая предлагает систему Agile в виде автономного продукта, причем иногда пользователям ERP-комплекта SAP, а вторая — продает PLM-приложения в качестве дополнений к своему ERP-пакету и не собирается менять такой подход, объясняя это тем, что только так на производственном предприятии можно создать единую среду для тесного взаимодействия всех внутренних подразделений и внешних подрядчиков.

Что касается влияния этого события на российский рынок PLM, то здесь мнения специалистов разошлись. Так, Дмитрий Оснач, заместитель директора по маркетингу компании АСКОН, считает, что эффект если и проявится, то нескоро: “Ожидать активности на нашем рынке ранее, чем SAP реализует объявленные планы, т. е. до 2010-го, не стоит. Потребуются годы на локализацию ПО, адаптацию решений под особенности отечественного производства, подготовку партнерской сети и продвижение”. Он не исключает возможности подписания в этот период двух-трех контрактов с крупными отечественными машиностроительными предприятиями, но скорее с имиджевой целью, чем с практической. Однако в дальнейшем SAP может стать более заметным PLM-игроком в России, полагает г-н Оснач: “Наш рынок перспективный, темпы роста значительно опережают общемировые, ведущие зарубежные разработчики PLM-систем активно инвестируют в нашу страну”.

Впрочем, по словам Константина Кудашева, эксперта московского представительства SAP, у корпорации в России и так уже немало заказчиков PLM-продуктов. В их числе компании “Лукойл”, “Салаватнефтеоргсинтез”, “Сургутнефтегаз”, “Джи Эм-АвтоВАЗ”, “Корпоративные сервисные системы”, “Территориальная генерирующая компания № 9” и др. К тому же, считает он, реализация программы развития PLM позволит расширить данный список.

Это мнение разделяет и Давид Левин, генеральный директор компании “Ледас”: “Шаги SAP в сторону PLM могут иметь намного более серьезные последствия для российского рынка, чем недавние действия Oracle. Во-первых, Oracle контролирует порядка 20% российского рынка ERP, а SAP около половины и плюс к тому активно работает с машиностроительными предприятиями — главными потребителями решений PLM. Не исключено, что эти заказчики продолжат сотрудничество с SAP и в области PLM. Во-вторых, SAP самостоятельно создает PLM-продукты, тем самым, обеспечивая их совместимость со своими ERP-приложениями, а Oracle еще лишь предстоит решить задачу интеграции Agile с собственными решениями. И в третьих, в нашей стране рынок PLM пока только развивается и далек от насыщения, а на Западе почти все крупные компании уже сделали выбор поставщика, и битва за клиента перешла в сегмент СМБ”.