Facebook разработала новые приложения для iOS и Android под названием Facebook at Work, а также обеспечила компаниям возможность создавать в рамках Facebook эксклюзивные социальные мини-сети для своих сотрудников.

Скачав и запустив приложение, вы увидите несколько экранов, поясняющих, для чего оно предназначено. Первый экран сообщает: «Компании используют Facebook at Work, чтобы предоставить своим сотрудникам место для контактов и сотрудничества». На втором экране говорится: «Facebook at Work включает обмен сообщениями внутри групп и инструменты, которые прекрасно подходят для обсуждения проектов и знакомства с коллегами». Третий экран информирует, что вы не можете использовать Facebook at Work, поскольку ваша компания не входит в число тех немногих, которые были отобраны для ограниченного ознакомления. После этого вы оказываетесь на странице Facebook at Work FAQ.

Приложения являются общедоступными, но их бета-версии предназначены для немногих избранных. Воспользоваться ими в настоящее время может ограниченный круг компаний с числом сотрудников от 100 и выше.

Facebook at Work выглядит и работает примерно так же, как обычный повседневный Facebook, хотя есть небольшие отличия. Для активации учетных записей, вы можете создать для своих сотрудников отдельные логины для Facebook at Work, но при желании они могут оставить те, под которыми они зарегистрированы в Facebook.

Facebook at Work представляет дальнейшее развитие внутренней социальной сети, которую сама Facebook использует около десяти лет. Пока Facebook не сообщала о планах монетизации сервиса за счет рекламы, подписки или каким-либо иным образом.

С выходом Facebook на переполненный рынок социальных сетей для бизнеса эта категория сетей узаконена. Но компаниям по-прежнему трудно сделать выбор.

Выход на переполненный рынок

Когда сервис Facebook at Work будет открыт для всех компаний, он окажется на рынке, где и так уже очень тесно — все хотят предложить бизнесу нечто вроде Facebook или Twitter. LinkedIn тоже превращается в некую социальную сеть, которую компании могут использовать для внутреннего обмена информацией. Недавно LinkedIn сообщила, что планирует добавить новый способ совместного использования сотрудниками контактной информации и документов.

В настоящее время LinkedIn специализируется на установлении связей работников с другими специалистами вне их компаний: бизнес-партнерами, предполагаемыми работодателями и сотрудниками. Сеть защищает пользователей от потенциальных спамеров, маркетологов, сетей рассылки спама и других нежелательных контактов.

Будущая версия LinkedIn позволит осуществлять обмен информацией между теми, кто работает в одной компании, даже если они не связаны через LinkedIn обычным способом. Сообщается, что через несколько недель LinkedIn планирует запустить пилотную программу с новыми функциями.

Из других социальных бизнес-сетей можно назвать Slack, Yammer, Convo, Socialcast и еще несколько десятков.

Выбор подходящей социальной сети

На первый взгляд, Facebook at Work не представляет собой ничего особенного: Facebook — явный лидер в области социальных сетей, и большинство ваших сотрудников уже знают, как им пользоваться.

Но присмотритесь повнимательнее. Facebook — это рискованно. Прежде всего, мы можем с уверенностью предположить, что когда-нибудь Facebook монетизирует данный сервис. Если вы начнете пользоваться им сейчас, ваша компания вложит огромные ресурсы и свяжет себя с ним, прежде чем будет объявлена схема монетизации.

Что, если будет использоваться та же система, что и на сайте для частных лиц? Что, если эта модель будет предусматривать сбор данных о вашей личности и работе? И что, если результаты будут алгоритмически фильтроваться? Что, если будет доставляться лишь 15% отправленных сотрудниками компании сообщений, если Facebook станет решать, какие из них являются важными, а какие нет?

Кроме того, сейчас у Facebook at Work нет двух важнейших функций: средств защиты корпоративного класса и инструментов совместного использования документов.

Наконец, Facebook — это мир затягивающих развлечений. В качестве достоинства рекламируется возможность легко и быстро переключаться между Facebook и Facebook at Work. Затребовав Facebook at Work, вы получаете зеленый свет для использования Facebook... на работе. Это хорошо для Facebook, но не слишком хорошо для производительности труда ваших сотрудников.

Если подумать, сеть LinkedIn тоже не так уж хороша. В конце концов, главная цель LinkedIn — помочь людям найти новую работу. Это полезно для сотрудников. Однако, если вы разрешите использовать LinkedIn на рабочих местах, эта сеть будет постоянно сманивать ваш персонал на более тучные пастбища.

При выборе социальной сети следует избегать компаний, которые видят свою задачу в том, чтобы отвращать людей от работы или от их нынешнего работодателя.

Facebook существует для того, чтобы отвлекать людей и заставлять их проводить столько времени, сколько в возможностях человека, на Facebook, где данные о них будут собраны и использованы для контекстной рекламы. LinkedIn существует, чтобы подыскивать людям новую работу.

Лучший выбор для вас — изучить социальные бизнес-сети, которые существуют в первую очередь для обмена информацией, а с этой целью поддерживают чат в реальном времени, асинхронный обмен сообщениями, совместное использование документов, создание групп и команд, внешние сервисы и форматы.

Иными словами, вам не нужна социальная сеть. Вам нужен инструмент для организации обмена информацией и совместной работы. А это совсем другое дело.

Одним из подходящих вариантов является Slack, о котором я часто слышу прекрасные отзывы и который нахожу чрезвычайно полезным для обмена информацией в командах.

Эта статья не содержит исчерпывающего обзора, и я не буду рекомендовать именно Slack. Это просто пример такого инструмента, который почти наверняка принесет вашей организации больше пользы, чем социальная сеть вроде Facebook at Work.

Лучше всего опробовать несколько крупных и наиболее популярных проектов (которые, вероятно, сохранятся в ближайшие несколько лет), но избегать гигантов Кремниевой Долины, у которых другие планы и которые начинают заниматься социальными бизнес-сетями в качестве побочной темы.

Facebook at Work и LinkedIn могут развиваться и превратиться в мощные инструменты бизнеса. Но в данное время имеются гораздо более привлекательные варианты.