Транспорт и логистика — это одна из традиционных сфер применения геоинформационных систем. Как часть системы управления, диспетчеризации и планирования доставки, ГИС успешно применяются в крупных транспортных компаниях, в курьерских службах интернет-магазинов и розничных сетей, при организации работы сервисных и аварийных служб, в ЖКХ и в других отраслях.

Известно, что стимулом в развитии транспортных ГИС стало широкое распространение спутниковой навигации, однако спектр решаемых ГИС задач гораздо шире, чем помощь в построении маршрутов или же отображение на карте текущего местоположения транспортных средств. Пространственный анализ, моделирование, ведение единой географической базы данных различных объектов со всеми их атрибутами и другие возможности ГИС позволяют добиться существенного снижения затрат, сократить время доставки, оптимально использовать имеющиеся ресурсы и повысить качество обслуживания клиентов. Мы рассмотрим некоторые распространенные способы оптимизации логистической деятельности на основе географического подхода.

Прежде всего, это анализ существующих и планирование новых маршрутов доставки. Диспетчеры знают, что маршрутизация — это не просто путь из точки А в точку Б. Даже в случае единичных доставок, необходимо учитывать несколько факторов (например, в самом простом случае, минимальное время доставки). А если речь идет о составных грузах, множестве источников и адресатов, различного рода дорожных ограничениях, загруженности улиц, то составить оптимальное расписание даже на день становится практически невозможно. Например, при доставке товаров в розничные точки нужно учитывать такие факторы, как вместимость имеющегося в распоряжении транспортного средства, ограничение на проезд отдельных типов машин (например, ограничения на грузоподъемность в центральных районах города), временные «окна», когда должна быть осуществлена доставка, график работы водителей и так далее.

Конечными целями и показателями эффективности оптимизации маршрутов и деятельности диспетчеров могут быть увеличение числа доставок, снижение времени простоев и недогруза транспортных средств, сокращение среднего времени доставки, показатели экономии горючего, уменьшение перепробегов и аварийности. Для каждого из этих факторов может быть установлен свой приоритет, который будет учтен при составлении карты маршрутов в ГИС. Здесь необходимо подчеркнуть способность ГИС быстро адаптироваться под изменение ситуации, например, обеспечить минимальное время доставки, пусть и в ущерб стоимости, или найти способ развезти требуемые грузы по всем точкам, в случае нехватки транспортных средств с минимально возможным увеличения сроков доставки. Подобные расчеты происходят на базе заложенных в систему моделей, параметры которых могут задаваться как диспетчером (в «ручном» режиме), так и автоматически, на основе поступающих в систему актуальных данных о текущем трафике (пробках), данных о местоположении транспортных средств, сервисов погоды, информации дорожных служб о перекрытиях движения и др. Часть таких данных доступна пользователям ГИС в виде веб-сервисов, которые, после оформления подписки (платной или бесплатной), можно подключить непосредственно к системе и, таким образом, использовать их в расчетах.

Еще раз подчеркнем, что ГИС в данном случае используется в качестве автоматизированной системы расчета маршрутов для множества транспортных средств, точек доставки и множества изменяющихся параметров. Очень важную роль здесь также играет использование приложений для мобильных клиентов и систем оповещения водителей: в случае изменения маршрутного задания водители и экспедиторы получат немедленное уведомление и обновление карты в соответствии с новым заданием.

Второе направление оптимизации — управление активами. ГИС обеспечивает визуализацию точного местонахождения транспортных средств, персонала и событий в любой момент времени и информирует о возникающих задержках в осуществлении доставки. Это дает возможность диспетчеру идентифицировать проблему, а ГИС подскажет пути решения. Причем, в отличие от традиционных навигационных приложений, простой прокладки маршрутов объезда может быть недостаточно. В ряде случаев решение может потребовать существенного перекраивания всего расписания, замены транспортного средства, отправки технической службы на место происшествия и других действий, связанных с изменением или подключением новых процессов. ГИС выполняет интеграционную функцию, увязывая системы управления проектами, CRM и финансово-учетные системы с местоположением объектов, что позволяет принимать решения с учетом финансовых и других факторов.

Следующим направлением использования ГИС в логистическом бизнесе является мониторинг ключевых показателей эффективности деятельности организации (KPI). Многие из этих показателей тесно связаны с местоположением, имеют «географическую» природу, хотя этот факт может и не всегда осознаваться. Представление KPI через геоинформационную систему дает ответы на важные для логистической деятельности вопросы: Какой из маршрутов приносит наибольшую прибыль? Где находятся наиболее прибыльные клиенты? На каких направлениях возникает дефицит транспортных средств и не приводит ли это к неоправданным задержкам и снижению рентабельности? Ответы на эти вопросы помогают принять решение об перераспределении ресурсов и активов, о расширении или отказе от определенных направлений или типов услуг на заданной территории. Существуют специализированные продукты, которые связаны с единой ГИС организации и работают на тонком клиенте или на мобильном устройстве, отображая заданные показатели в реальном времени.

Есть еще одна важная область применения ГИС в логистике и на транспорте — выбор оптимального места расположения для размещения логистических активов (складов, распределительных центров, транспортных баз и пр.). С помощью ГИС проводится анализ улично-дорожной сети, имеющихся возможностей по строительству или аренде объектов, расположения основных заказчиков и получателей грузов и пр. Размещение карт, данных и результатов анализа на корпоративном геопортале позволит обеспечить необходимой информацией все подразделения организации, которые вовлечены в эту работу. Имеются данные, показывающие, что экономический эффект от оптимизации уже сложившейся распределительной сети обычно составляет 20–30%, в то время как оптимизация отдельных маршрутов доставки дает 5–10%.

В заключении необходимо сказать, что ГИС эффективно решают не только задачи по оптимизации доставки, но используются также государственными структурами, строительными подрядчиками и другими организациями, обеспечивающими поддержку и развитие дорожной инфраструктуры, а также предприятиями общественного транспорта. ГИС применяются для моделирования транспортных потоков, оценки загрузки маршрутов, выбора оптимальных способов организации движения при перекрытии трасс на время ремонта и т. д.

Важным направлением является создание городских интеллектуальных транспортных систем (ИТС) — автоматизированных адаптивных систем управления грузовым, общественным и пассажирским транспортом. ИТС базируются на комплексном мониторинге и анализе актуальной дорожной обстановки в режиме реального времени. Обработка пространственных данных, собираемых датчиками, камерами наблюдения, поступающих с мобильных пользовательских устройств, возлагается на специализированные модули ГИС. В свою очередь, при строительстве новых дорог ГИС применяется для управления всеми этапами жизненного цикла инфраструктуры, в том числе для проектирования (выбора оптимальных коридоров для прокладки новых трасс), строительства (отображение состояния строительных проектов и определение приоритетов), оценки текущего состояния дорожного полотна, эксплуатации (выбор оптимальных планов проведения ремонтных работ), сбора статистики по функционированию дорожной сети, анализа аварийности, мониторинга погодных условий вдоль трасс и т. д.

Автор статьи — заместитель генерального директора Esri CIS.