ОАО «Белореченское», ведущее сельскохозяйственное предприятие Сибири и Дальнего Востока, в 2002–2011 гг. внедрило комплексную систему «Галактика ERP». В результате проекта повысилась эффективность управления логистикой, сбытом, производственными запасами, затратами на производство, автотранспортом, договорной деятельностью, персоналом и расчетом заработной платы, а также усовершенствован бухгалтерский учет и учет товаров в розничной торговле. Сегодня в системе работает около трёхсот пользователей.

С чего всё начиналось

«Белореченское» ведет свою историю с 2000 г., когда в Иркутской области было объединено шесть сельскохозяйственных предприятий Черемховского и два предприятия Усольского районов. К настоящему времени структура бизнеса объединения охватывает птицеводство, животноводство, растениеводство и овощеводство, включает переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. В его состав входит свыше пятидесяти структурных подразделений, в которых трудится более 3 тыс. работников.

Основным направлением деятельности «Белореченского» является производство и переработка куриных яиц. Сегодня количество кур-несушек насчитывает 1650 тыс. голов, а валовое производство достигает 576 млн. штук яиц в год. Интенсивно развивается животноводческая отрасль: за последние годы поголовье крупного рогатого скота увеличилось более чем на 12 тыс. единиц. Ежегодно производится до 38 тыс. тонн молока и 1650 тонн мяса.

Кроме того, предприятие имеет собственный цех мясопереработки, выпускает широкий ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, освоило производство и переработку картофеля, свеклы, моркови, лука, капусты.

Как рассказала заместитель генерального директора «Белореченского» по экономике и финансам Татьяна Пухмахтерова, на предприятии принята комплексная программа перспективного развития, направленная на увеличение производства продукции и повышение ее качества, сокращение затрат за счет внедрения высокоэффективных технологий, извлечение максимальной прибыли.

В рамках этой программы в 2002 г. было решено построить единое информационное пространство предприятия. «Производство у нас сильно диверсифицировано, да и площади у нас немалые, — пояснила г-жа Пухмахтерова. — Даже чтобы просто объехать всё наше хозяйство на автомобиле, понадобится больше месяца. Естественно, для грамотного ведения бизнеса нужны и учёт, и всеобъемлющая информация».

В качестве средства автоматизации была выбрана система «Галактика ERP». По словам начальника отдела АСУ «Белореченского» Елены Дубининой, специалисты предприятия рассматривали продукты и других вендоров, но наиболее весомым доводом в пользу «Галактики» послужило то, что это комплексное решение, которое в отличие от зарубежных аналогов обладает привлекательной ценой. Данная система ориентирована на применение в специфических условиях российской экономики, предполагающих постоянные изменения законодательства. И наконец, она практически сразу после развертывания готова к использованию и требует лишь незначительной настройки.

Этапы большого пути

«Галактика ERP» имеет компонентную структуру и состоит из функциональных модулей, что позволяет внедрять ее поэтапно, решая одну задачу вслед за другой.

Реализация проекта началась с внедрения в 2002–2003 гг. модуля «Управления персоналом», включающего компоненты «Учет и управление кадрами» и «Расчет заработной платы», что позволило повысить производительность труда бухгалтерской службы, сократить сроки формирования документов, а также уменьшить численность счетных работников предприятия на 20% (12 чел.). Сегодня, когда количество штатных сотрудников предприятия достигает 3 тыс. человек и есть еще около тысячи тех, кто получает разные социальные пособия, в отделе бухгалтерии по расчету заработной платы работает всего семь человек, а сроки начисления зарплаты сократились с восьми до пяти дней.

На данном этапе предприятие перешло на автоматизированный учет личных дел сотрудников; учет и планирование рабочего времени теперь осуществляются в соответствии со штатным расписанием. Результатом стало сокращение сроков генерации и улучшение качества отчетности для руководящего состава предприятия.

Важно отметить также, что переход на автоматизированный расчет начислений, удержаний и налогов в фонд оплаты труда позволил исключить счетные ошибки и некорректное отображение информации в различных видах отчетности. Более того, взаимосвязь и взаимоконтроль между службами предприятия (кадровой, табельной, расчета заработной платы) устраняют ошибки и искажение информации благодаря снижению влияния человеческого фактора.

Следующим шагом в 2004–2006 гг. стала автоматизация материально-технического обеспечения. В рамках этого этапа был развернут модуль «Управление логистикой» в составе основных компонентов: «Управление договорами», «Управление снабжением», «Управление сбытом», «Складской учет», «Расчеты с поставщиками и получателями». Внедрение этого модуля, по мнению представителей «Белореченского», обеспечивает своевременность отображения операций по движению основных средств, что позволяет руководству предприятия принимать экономически обоснованные решения. Благодаря автоматизированному вводу банковских выписок и выполнению электронных платежей существенно повысилась скорость взаиморасчетов. К числу других преимуществ можно отнести автоматизированное оформление складских операций, планирование закупок, контроль поставок, отгрузки и оплаты, возможность отслеживать установленные уровни нормативных запасов.

После этого в 2007 г. предприятие приступило к внедрению модуля «Управление продажами», который позволяет вырабатывать и вести маркетинговую политику, отвечающую требованиям бизнеса в современных условиях. Автоматизированное формирование прайс-листов и накладных исключает вероятность отгрузки товаров и продукции по произвольным ценам, а одновременное отражение в системе оформления отгрузки и складских операций обеспечивает контроль остатков готовой продукции на складах в текущем режиме.

Завершающим логическим шагом стало внедрение в 2008 г. модуля «Главная книга. Баланс», где нашли отражение все существующие хозяйственные операции.

Развитие системы управления

Автотранспортный цех — одно из самых крупных производственных подразделений в организационной структуре «Белореченского». На его балансе находится свыше 500 единиц техники и более 500 работников. Специфичность выполняемых работ, разнообразие механизмов оплаты труда, ремонт техники на базе своего предприятия усложняют алгоритмы учета. Именно эти обстоятельства и подтолкнули «Белореченское» к внедрению модуля «Автотранспорт». Проделанная в 2009–2010 гг. работа, по словам представителей объединения, позволила формировать себестоимость каждой единицы транспортного средства и наиболее точно относить услуги автотранспорта на затраты других подразделений. А возможность анализа эффективности использования техники без дополнительной ручной обработки путевых листов помогла выявить резервы снижения затрат.

Другим направлением развития системы управления в «Белореченском» стала автоматизация складов. В торговую сеть предприятия входят 19 оптово-розничных складов, расположенных от Тайшета до Владивостока, что охватывает огромную территорию — около 5 тыс. кв. км. В 2011-м было решено приступить к развертыванию «Галактики ERP» на всех складах, и уже со следующего года они стали осуществлять отгрузку клиентам с помощью модуля «Управление сбытом» строго по договорам по действующим ценам предприятия (с использованием модулей «Управление договорами» и «Складской учет»). «Автоматизация складов оптовой торговли позволила решить такие важные финансовые вопросы, как контроль заключаемых договоров с конечным потребителем, контроль цен отгружаемой продукции независимо от территории в соответствии с антимонопольным законодательством и контроль остатков продукции на складах», — пояснила Татьяна Пухмахтерова.

Интеграция с другими программными продуктами

Важным преимуществом «Галактики ERP», как считают в «Белореченском», является возможность интеграции с другим используемым на предприятии ПО. Так, в 2012–2013 гг. была осуществлена интеграция с GPS-системой «Навигатор», что позволило контролировать работу автотранспорта, в частности начало и окончание рабочего времени, траекторию маршрута, фактически пройденное расстояние, фактический расход ГСМ. Результатом стало сокращение затрат на величину до 15%.

В те же годы была выполнена интеграция с программой автоматизации складского учета с технологией штрихкодирования «С-Маркет». Полученный эффект от внедрения этой технологии на складе отгрузки цеха по переработке мяса, по данным предприятия, заключается в значительном сокращении времени загрузки машин, а также в получении дополнительной выручки 60–80 тыс. руб. в месяц за счет более точного (до одного грамма) учета массы колбасной продукции.

И наконец, важным шагом стала интеграция с решением «1С». Торговая розничная сеть «Белореченского» насчитывает 57 фирменных магазинов и торговых точек, где все рабочие места кассиров оснащены POS-системами, подключенными к решению «1С: Предприятие. Розница». «Интеграция этих двух систем осуществлялась с учетом особенностей ведения продаж на нашем предприятии, — отметила Татьяна Пухмахтерова. — В результате автоматизации магазинов мы получаем ежедневную достоверную информацию о товарообороте в каждой торговой точке, что позволило при своевременной доставке продукции увеличить объем выручки на 10%».

В нынешнем году ведутся работы по внедрению системы автоматизации работы с клиентами Microsoft Dynamics CRM и ее интеграции с «Галактикой ERP». В «Белореченском» надеются, что это позволит повысить объемы продаж и значительно сократить время на сбор заявок от клиентов.

Сегодня и завтра автоматизации

«Главное же, чего мы добились, это полная прозрачность нашей деятельности. И теперь мы можем в любой момент времени легко выявить того сотрудника, который что-то не сделал, или сделал неправильно, или перерасходовал отпущенные ему средства», — подвела итог Татьяна Пухмахтерова.

Конечно, как и любому другому предприятию, «Белореченскому» пришлось столкнуться с некоторыми трудностями при развертывании системы автоматизации. Это коснулось, в частности, проблем со связью, но к настоящему времени, как отметила Елена Дубинина, большинство из них уже решены. Так, все оптово-розничные склады работают в системе в режиме реального времени. Тем не менее остались сложности в вопросах связи с розничными магазинами, которые по большей части расположены в сельской местности. Но и там задержек с обменом информацией более чем на сутки практически не бывает.

Говоря о планах на будущее, Татьяна Пухмахтерова выделила четыре основных направления развития автоматизации. На сегодняшний день в системе «Галактика ERP» уже есть вся информация о том, какой товар с каких складов какому клиенту и когда нужно доставить, составлен список всех транспортных средств с их характеристиками. В дальнейшем предполагается оптимизация транспортной логистики, что подразумевает построение оптимальных маршрутов и автоматическое формирование путевых листов. «Расстояния в России очень большие, а ГСМ дороги, поэтому доля автотранспортных затрат в общих затратах предприятия чрезвычайно велика. Если мы их оптимизируем, то, значит, будем конкурентоспособны», — подчеркнула г-жа Пухмахтерова.

Следующим направлением развития планируется внедрение электронного документооборота с поставщиками и получателями продукции. За счет этого, имея порядка 2 тыс. организаций-контрагентов, около 400 тыс. исходящих и примерно 50 тыс. входящих счетов-фактур в год, предприятие предполагает снизить объемы ручного ввода и дублирования информации и сократить расходы на пересылку документов. И хотя сегодня трудности, связанные с использованием электронной подписи и отсутствием единого справочника номенклатуры продукции со всеми поставщиками и покупателями, еще сохраняются, Татьяна Пухмахтерова убеждена в их ближайшем разрешении.

Третье направление включает разработку программы по растениеводству, которая позволит экономически обоснованно вести расчет и планирование потребностей в ресурсах с учетом имеющихся нормативов.

И в рамках четвертого направления предполагается внедрение модуля «Управление ремонтами», который поможет формировать оптимальный график технического обслуживания и ремонта оборудования с учетом его текущего состояния и реально отработанного ресурса.