На прошедшей в июне 5-й международной конференции “Решения “1С” для корпоративных клиентов” прозвучало много докладов представителей промышленных предприятий, в которых рассказывалось о внедрении различных решений на базе продуктов “1С”. В этом контексте проект, проведённый на КАМАЗе, имеет наиболее комплексный характер, а с учетом масштабов крупнейшего отечественного автопроизводителя является знаковым не только для самого вендора, но и для данного сегмента российского ИТ-рынка. Обозреватель PC Week/RE Алексей Воронин расспросил руководителя корпоративных проектов ОАО “КАМАЗ” Рустема Авхадиева по широкому кругу тем, связанных с проектами автоматизации предприятия.

PC Week: В своем докладе на конференции вы перечислили около десятка подсистем, реализованных на базе продуктов “1С”. А что представляет собой ИТ-инфраструктура КАМАЗа в целом? Решена ли окончательно проблема “зоопарка” ИТ?

Рустем Авхадиев: Проблема с зоопарком ИТ-систем у нас пока еще остается, но в сравнении с ситуацией трехгодичной давности она уже не такая острая. Мы планируем, что по истечении одного-двух лет на предприятии останутся системы трех вендоров — “1С”, SAP (на главном конвейере) и Siemens (PLM-продукт Teamcenter).

PC Week: Можно ли в таком случае говорить о специфическом корпоративном стандарте КАМАЗа (в плане ПО), который будет базироваться на продуктах трех перечисленных вендоров?

Р. А.: В плане функционала, количества рабочих мест, числа охваченных департаментов и в целом — в плане горизонтального и вертикального присутствия в ИТ-инфраструктуре самыми распространенными системами сегодня являются решения на базе “1С”. Так что по факту “1С” — корпоративный стандарт нашей компании. Даже в случае, когда мы собственными силами создаем некие оригинальные решения, например системы для обслуживания зарубежных дилеров или контрактов с Министерством обороны РФ, мы все равно делаем их на платформе “1С”. Таких решений у “1С” нет и в обозримом будущем скорее всего не будет — просто потому, что они слишком уникальны, их нельзя тиражировать.

PC Week: Каков штат программистов КАМАЗа?

Р. А.: В моем подразделении десять штатных программистов на “1С”. Кроме того, на предприятии постоянно работает порядка 75 специалистов из компании “Интелком” — стратегического партнера по внедрению таких решений.

PC Week: Выбор партнера — важная составляющая успеха внедрения. Насколько мне известно, изначально в проектах автоматизации КАМАЗа участвовали два партнера…

Р. А.: Действительно, изначально мы сотрудничали сразу с двумя компаниями, которые были выбраны по итогам проведенных тендеров, — это “Интелком” из Казани и московский “Микротест”. За “Интелкомом” была логистика, управление транспортом и ряд других внедрений на платформе “1С”. Специалисты “Микротеста” делали проект внедрения SAP-системы на главном конвейере КАМАЗа, а кроме того, довольно долго пытались внедрить бухгалтерию “1С”.

PC Week: Почему в итоге остался один партнер?

Р. А: Это связано с тем, что стоимость специалистов московского партнера была в несколько раз дороже местных.

PC Week: Сопротивление низового персонала традиционно считается одной из основных проблем при внедрении ИТ-систем. Известна проблема сопротивления и со стороны управленческого звена. Сталкивались ли вы с чем-то подобным в ходе реализации проектов?

Р. А.: Если есть сопротивление уровня управленческого звена, мы проект просто не начинаем. Иными словами, если функциональный заказчик в лице руководства того или иного подразделения не заинтересован в проекте, тогда этот проект не стартует. Например, в данный момент на предприятии в процессе реализации находятся порядка десяти проектов внедрения различных ИТ-систем, а несколько проектов приостановлены, заморожены — именно в тех случаях, когда заказчик, что называется, не горит желанием плотно этим заниматься в текущий период. Другое дело, когда проект носит стратегический характер и в нем заинтересован топ-менеджмент предприятия — как было например, с автоматизацией сбыта. Но даже здесь сначала топ-менеджмент убеждал функциональных заказчиков на уровне подразделений в необходимости проекта и только после этого проект стартовал.

PC Week: А что делать с сопротивлением рядового персонала и среднего управленческого звена?

Р. А.: Рядовой персонал всегда против — что бы ни внедрялось. У меня еще не было ни одного проекта, в рамках которого обычный ИТР проявил бы инициативу, предложив внедрить тот или иной ИТ-продукт. Но сопротивление рядового персонала — пассивное, это просто свойство сопротивляться всему новому. Мы к этому привыкли, научились бороться путем сочетания систем премирования и запугивания. Что касается представителей среднего звена, то здесь сложнее — они сопротивляются креативно.

PC Week: Это как?

Р. А.: Явно не возражают, но если случается что-то — жалуются руководству, обвиняют во всем “систему, которой раньше не было и всё было нормально”. В 95% случаев эти обвинения беспочвенны, хотя бывает и такое, что действительно виновата “система”. Но на самом деле если говорить о каком-то серьезном сопротивлении (как со стороны низового персонала, так и со стороны управленцев), то сейчас этого почти не осталось. Руководство предприятия постоянно давит на все службы в плане сокращения численности персонала и затрат. Люди просто вынуждены работать эффективнее и начинают относиться к инновациям с пониманием.

PC Week: Дилерская сеть КАМАЗа охватывает 43 страны. Каким образом налажено взаимодействие с дилерами?

Р. А.: Это взаимодействие осуществляется на базе облачных технологий. В основе системы лежит решение, имеющее “тропическое” название ГОА (гарантийное обслуживание автомобилей) и представляющее собой портал. Начали мы с гарантии и сервиса, поскольку по сути это единственный функционал, в котором реально заинтересован дилер. Например, дилер хочет в соответствии с договором гарантийного обслуживания получить запчасть и чтобы производитель заплатил за произведенный гарантийный ремонт. Для этого он должен завести в систему ряд данных, в том числе данные конечного покупателя автомашины, а также сведения о предыдущем техосмотре, на основании которых в числе прочего принимается решение о замене запчасти. Затем мы стали развивать функционал портала: CRM, отправка заказа в электронном виде на завод (с возможностью отслеживания прохождения заказа), электронный паспорт автомобиля (с фиксацией деталей, поставленных на конвейере и замененных в процессе техобслуживания, историей прохождения ТО и т. д.). Это сокращает путь прохождения заказа и время ожидания реакции на него соответствующих служб. В целом мы постепенно уходим от “ручных” заказов. В будущем собираемся в систему взаимодействия с дилерами внести планирование заказов, расчет бонусов дилерам и в конечном итоге рассчитываем на то, чтобы дилеры целиком работали в нашей системе. При этом даже если два дилера работают с одним и тем же клиентом, возможности “подсмотреть” информацию о продажах и тому подобное отсутствует — данные хранятся в разных карточках.

PC Week: Система разработана собственными силами?

Р. А.: У нас есть программисты, как я уже говорил, но наше подразделение ничего не разрабатывает, у нас другие задачи: поддержать систему, ее критичные функции при самом плохом раскладе. ГОА — разработка нашего партнера “Интелком”, выполненная на базе “1С”.

PC Week: Заинтересовала ли вас новая платформа “1С: Предприятие 8.3”, представленная на конференции?

Р. А.: Мы давно ожидали эту платформу, более того — часть подсистем уже переведена нами на 8.3, но пока в тестовом режиме. Мы с нетерпением ждём финальную версию, чтобы по возможности исключить вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств при переходе на новую платформу. Ведь у нас производство работает круглосуточно.

PC Week: Чем в особенности интересна, на ваш взгляд, новая платформа?

Р. А.: В частности, новая платформа интересна нам с точки зрения вовлечения айпадов и айфонов руководства — с тем, чтобы они могли удобно и быстро просматривать необходимую информацию из системы с возможностью быстрой детализации тех или иных показателей. Сейчас информацию им мы отправляем на электронную почту, но там “провалиться” глубже и посмотреть расшифровки они, разумеется, не могут.

PC Week: А что вы можете сказать о текущей версии 8.2?

Р. А.: В общем и целом на данный момент платформа 8.2 дает нам всё, что нужно. Даже в плане организации работы удаленных пользователей она еще два года назад предоставляла достаточно возможностей. Единственное ограничение — тем пользователям, кто вводит много информации, удобнее делать это не в браузере, а в специальном тонком клиенте 8.2, который нужно скачать на сайте.

PC Week: В плане обеспечения безопасности и непрерывности бизнеса предусмотрен ли в ИТ-инфраструктуре КАМАЗа резервный ЦОД?

Р. А.: Резервного ЦОДа как такового нет, но резервирование данных конечно же ведется, причем двойное. БОльшая часть ИТ-систем предприятия размещена в ЦОДе в Казани, где работает своя система резервирования. Но на всякий случай мы осуществляем резервирование и у себя. Каждую ночь делается полная копия всех баз данных.

PC Week: С учетом масштабов бизнеса КАМАЗа (миллион проводок в день) производительность внедряемых решений особенно критична. Сталкивались ли вы с проблемой недостаточной производительности в процессе эксплуатации решений “1С”?

Р. А.: Да, сталкивались. Был момент, когда в 2010-м задержка в проведении документов, введенных в систему, достигла месяца.

PC Week: С чем была связана данная проблема и как она была разрешена?

Р. А.: Дело в том, что в типовой конфигурации никакой системой миллион проводок в день не обработаешь, причем, по моему мнению, какую бы платформу вы ни применяли — “1С” или другого вендора. С проблемой мы справились, сформировав трехстороннюю команду поддержки внедрения, в которую вошли представители предприятия, партнера и “1С”. Совместными усилиями вопрос был решен, причем весьма быстро — за один-два месяца. А проблема сама по себе была, как говорят программисты, низкоуровневая: мы не знали “внутренностей” системы, каким образом она обрабатывает запросы, как записывает данные. Но прошли специальный курс обучения и успешно оптимизировали систему на уровне кода (формирование запросов, блокировка пользователей при совместном обращении к одним данным и так далее), решив таким образом задачу повышения ее производительности.

PC Week: В рамках конференции “1С” предложила клиентам целый пул новых инструментов. Вас что-то заинтересовало?

Р. А.: Кроме возможности использовать планшеты и смартфоны, о которой я уже говорил, нас заинтересовал продукт “1С: MES Оперативное управление производством” — в целях организации внутрицехового учета и планирования. Сейчас мы осваиваем его в научно-техническом центре и на ремонтно-инструментальном заводе (на главном конвейере у нас по-прежнему работают система SAP и старая система собственной разработки К0342). Но если говорить об остальных представленных здесь решениях, то нас могло бы это заинтересовать, если бы мы были в начале пути. Но наша корпоративная ИС уже настолько большая, что внедрить что-то новое, “сбоку”, весьма сложно.

PC Week: Спасибо за беседу.