На 5-й Международной конференции “Решения “1С” для корпоративных клиентов” было официально объявлено о подготовке к выпуску нового решения “1С: Управление предприятием (ERP) 2.0”. Представители “1С” отметили, что данный продукт является развитием УПП 1.3 и на сегодня представлен в так называемой ознакомительной версии; при этом они уточнили, что бета-версия решения выйдет в июле-августе 2013-го, а финальная, как планируется, — ближе к концу года. Вместе с тем на конференции неоднократно подчеркивалось, что “1С” в настоящее время не предполагает прекращать продажи предыдущей редакции продукта (1.3) и не имеет планов по снятию ее с информационно-технического сопровождения. Более того, предприятиям, которые собираются в ближайшее время начинать проекты автоматизации на производстве, рекомендуется использовать именно 1.3.

Представителями заказчиков “1С” обнародовали на конференции результаты ряда проектов — как завершенных, так и находящихся на стадии завершения.

“1С” как почти корпоративный стандарт

Рустем Авхадиев, руководитель корпоративных проектов ОАО “КамАЗ”, рассказал об истории внедрения на крупнейшем российском автопредприятии целого ряда продуктов “1С”. Несмотря на то что несколько лет назад с производительностью системы возникли серьезные проблемы, сегодня они успешно разрешены, и решения “1С” стали фактически корпоративным стандартом предприятия (за исключением собственно производства — там работает система SAP, но и на данном направлении у компании есть конкретные планы и уже реализуемые пилотные проекты по использованию MES-решения “1С”).

Первым, как рассказал г-н Авхадиев, был автоматизирован налоговый и бухгалтерский учет (так на предприятии появился “единственный источник правды”, все налоговые проверки на предприятии последние годы проходят практически без проблем); затем — управление и производственный учет (охвачен весь производственный процесс, от конструкторской документации до выпуска автомашин с расчетом себестоимости каждой единицы, позволяющий проследить всю цепочку — от заказа каждой комплектации до установки на конкретную машину). Вслед за этим автоматизировали сбыт автомашин и запчастей (охвачены все бизнес-процессы, от предконтрактной работы с покупателем в 43 странах мира и официального заказа до его исполнения и расчета бонусов дилерам), а также управление продажами, сервисом и гарантией по всему миру (система учета для дилеров развернута в облаке и работает в связке с подсистемами заводов по выпуску и передаче продукции). Автоматизация коснулась и казначейства, которое теперь работает в связке с подсистемами других подразделений в единой базе данных и на общем справочнике НСИ с возможностью автоматического контроля договоров с контрагентами (по срокам действия договора, платежам, задолженностям, отсрочкам платежей и др.). Кроме того, благодаря внедрению системы автоматизации казначейства и оптимизации финансового планирования финансистам удалось вывести почти в ноль кредитную нагрузку на компанию (сумма платежей, выплачиваемых в виде процентов по кредитам, почти равен сумме доходов, получаемых с депозитов, констатировал Рустем Авхадиев).

Представитель КАМАЗа особенно отметил, что поскольку действия всех пользователей в системе протоколируются, даже спустя длительное время всегда можно определить ответственного за ту или иную транзакцию, что привело к повышению дисциплины, в том числе у руководящего состава (“телефонное право перестает работать”, констатировал докладчик). На сегодня общее количество пользователей внедренных решений — 25 тыс. (7 тыс. — активных), количество транзакций в день — 1 млн. В целом внедрение продуктов “1С”, по словам Рустема Авхадиева, позволило сократить срок получения отчетности в два раза при сокращении штата бухгалтеров.

Быстрее закрывать отчетные периоды и сдавать МСФО

Анатолий Ушаков, руководитель управления развития и сопровождения КИС, заместитель руководителя департамента информационных технологий ЗАО “Трансмашхолдинг”, выделил основную задачу, решить которую было призвано внедрение систем “1С: Управление производственным предприятием”, “1С: Консолидация 8 ПРОФ”, “1С: WMS Логистика управление складом” (внедрение осуществлялось собственными силами): как можно быстрее закрывать отчетные периоды и сдавать отчетность по МСФО (до реализации проекта сроки закрытия периодов — 20-е числа следующего за отчетным месяца).

Он констатировал, что ускорить закрытие отчетных периодов простым внедрением программного продукта невозможно — сначала необходимо унифицировать на базе корпоративного шаблона учетную политику на предприятии, бизнес-процессы и лишь затем внедрять ИС, которая реализует данную унификацию на практике. Вместе с тем, несмотря на потребность в унификации, при внедрении была реализована децентрализованная, двухуровневая, модель — с тем, чтобы сохранить на местах особенности учетной политики, не противоречащие корпоративному шаблону. Обеспечение взаимодействия в рамках децентрализованной системы — задача достаточно сложная, но решаемая, подчеркнул докладчик. Ключевой элемент системы — базовые справочники, под которыми подразумеваются не справочники НСИ, ТМЦ, контрагентов, а справочники затрат, общих доходов и расходов и ряд других. При этом у справочников есть два уровня — верхний, который на местах запрещено изменять (план счетов, учетные принципы, настройки типовой отчетности), и нижний, на котором изменения допускаются (детализация тех или иных статей, возможность вводить дополнительные поля в документы и др.). С целью реализации данной модели потребовалось разделение программных объектов внутри системы на защищенные и незащищенные на верхнем, корпоративном, уровне, сказал докладчик. Первоначально все объекты на верхнем уровне были защищены, но постепенно, по мере обращения предприятий, желающих, чтобы учитывалась их специфика, и рассмотрения этих заявок, шла разблокировка, и в итоге, как отметил докладчик, незащищенными на локальном уровне остались порядка 10% объектов. В результате на предприятии удалось реализовать стандартизированный бухгалтерский и налоговый учет, типовые бизнес-процессы (всего формализовано порядка 40 процессов), централизованное управление базовыми справочниками, существенно сокращены сроки закрытия отчетных периодов и трудозатраты на подготовку отчетности (общее количество сотрудников, работающих в системе — порядка 9000). После унификации бизнес-процессов и внедрения программного продукта, особо подчеркнул докладчик, стало очевидно, что ИС является эффективным инструментом эволюционного изменения бизнес-процессов на предприятии.

Оптимизация территориального развития и клиентского сервиса

Михаил Кудинов, директор по развитию и технологиям ООО “Торговая компания “Световые технологии"”, рассказал участникам конференции об опыте перехода с решения “1С: УПП 7.7” на “1С: УПП 8.2” на предприятии, которое, как он отметил, можно отнести к типичному среднему бизнесу. В числе основных пунктов стратегии автоматизации компании г-н Кудинов обозначил поддержку ее территориального развития (на сегодня работают три завода — в России, на Украине и в Испании, планируется появление заводов в Индии и Казахстане), привлечение лучших методологов и внедренцев.

Основными проблемами, подтолкнувшими компанию к реализации проекта, были отсутствие унификации бизнес-процессов, а также технические сложности, связанные во многом с недостатками предыдущей версии решения “1С” — ограниченное количество пользователей, невозможность реализовать детальное управление запасами, производством, проблемы с разработкой новой продукции, с продажами и оптимизацией бюджетного управления. Любопытно, что в ходе реализации проекта от типичного продукта, по словам Михаила Кудинова, осталось лишь порядка 40%, т. е. решение было кастомизировано заказчиком более чем наполовину, необходимость чего докладчик аргументировал особенной логикой бизнес-процессов. Неудивительно, заметим со своей стороны, что для реализации подобного проекта потребовалось привлечение не только нескольких партнеров (общим числом пять), но и значительное количество собственных специалистов — экономистов, методологов, программистов (около 50 человек), а общая стоимость проекта составила порядка 2,2 млн. евро.

Проект реализовывался поэтапно. На первом этапе было осуществлено его внедрение на российском предприятии компании (промышленная эксплуатация — с января 2012-го), затем на украинском (январь 2013-го), в ноябре текущего года планируется запуск в промышленную эксплуатацию ERP-систем на предприятиях в Индии и Казахстане. В результате реализации проекта был автоматизирован клиентский сервис (появилась возможность создать для каждого клиента Web-приложения с широким функционалом либо делать заказ напрямую из клиентской ИС, полностью отказавшись от приема заказов по телефону), осуществлена унификация бизнес-процессов на двух предприятиях (в России и на Украине), а также заложены основы для дальнейшей автоматизации деятельности территориально распределенной компании.

Комплексное управление производством на базе единой ИС

Задача создания единой информационной системы на единой базе данных была первичной для Дмитрия Пименова, оперативного руководителя проекта, заместителя начальника цеха АСУ предприятия “Павлодарский нефтехимический завод” — крупнейшего в Казахстане по производству нефтепродуктов. Букет задач и подзадач, связанных с кардинальной реорганизацией ИТ-инфраструктуры, был вполне характерный. До внедрения решений на базе “1С”, рассказал представитель завода, на предприятии функционировало около 100 программ разработки 1980-1990-х и разнообразных справочников НСИ, при этом обмен файлами осуществлялся по старинке — на уровне Excel, а то и в бумажном виде. Не было и целостной учетной системы, позволяющей реализовать элементарный анализ и контролировать правильность отражения хозяйственных операций на счетах учёта. Отсутствие плановых и управленческих данных и отчетности, множество данных, обрабатываемых вручную, двойной ввод информации — эти и многие другие проблемы предстояло решить в ходе реализации первого этапа проекта, на втором нужно было наладить на предприятии систему управления учетом и планирования, анализ по методу “план — факт”.

На первом этапе внедрялась программа по расчету зарплаты и управлению персоналом (ЗУП), на следующем — “1С: Управление производственным предприятием для Казахстана” и “1С: Консолидация”. При этом Дмитрий Пименов акцентировал внимание слушателей на следующем важном моменте: внедрение модуля ЗУП проходило без детальных формализованных требований (ТЗ с детальным описанием бизнес-процессов и параметров создаваемой системы), функционал зачастую разрабатывался хаотично, с неоднократным переписыванием некоторых блоков, что, по словам Дмитрия Пименова, серьезно затянуло момент старта подсистемы ЗУП. На следующем этапе внедрения это было учтено, и он проходит по проектной технологии, хотя тоже не без проблем. Так, за время, прошедшее от написания ТЗ до окончания разработки той или иной подсистемы, порой проходило больше года. Вместе с тем, уверенно констатировал руководитель проекта, “без соответствующей документации вероятность завершения проекта была бы близка к нулю”.

Говоря о достигнутых результатах, г-н Пименов подразделил их по областям производства. Наведен порядок на таких уровнях, как управление нормативно-справочной информацией (разработана подсистема НСИ, позволяющая пользователям создавать и согласовывать проект нового или уже существующего элемента справочника, а эксперту НСИ — анализировать и отрабатывать поступающие заявки); управление запасами и закупками (все сервисные подразделения завода и служба закупок формируют документы в системе по управленческому учету); управление реализацией продукции (запущена подсистема, учитывающая все особенности отгрузки нефтепродуктов, с расчетом сопутствующих тарифов и услуг); управление производством (в единой подсистеме работают все подразделения завода, участвующие в отражении выпуска и затрат, распределении затрат и расчете себестоимости) и на некоторых других направлениях.

В целом, отметил докладчик, в результате реализации первого этапа, построена единая информационная система, полностью разработан и функционирует регламентированный контур, в ряде подсистем уже функционирует управленческий контур (казначейство, НСИ, реализация, управление производством и др.). Общее количество пользователей в системе — более 500, из них одновременно работающих — около 200.

О проблемах автоматизации российского производства

Конечно в докладах, о которых рассказано в данной публикации, представители заказчиков говорили о результатах успешных проектов, а когда говорили о проблемах, то, как правило, это были проблемы “верхнего уровня” — недостаточная распространенность проектных технологий внедрения, особенности бизнес-процессов, особенности кастомизации типовых продуктов “1С” и ряд других. Но есть еще проблемы “нижнего уровня” на производстве, которые обсуждались на специальном круглом столе и которые способны остановить процесс внедрения любого, самого прекрасного программного продукта в самом начале.

Чрезвычайно низкая производительность труда (по экспертным оценкам — в десятки раз меньшая, чем в развитых странах), недостаток квалифицированных кадров, почти тотальная неготовность не только низового, но даже и управленческого персонала среднего звена к перестройке мозгов, к использованию в работе новых, эффективных методов на базе современных ИТ, отсутствие стандартов — все эти проблемы стоят на российских предприятиях очень остро. И выпуск типовых инструкций по внедрению каждого продукта, своеобразных “дорожных карт”, написанных простым языком, понятным даже не самому образованному пользователю, по мнению некоторых специалистов, высказанному на круглом столе, — один из способов эффективного разрешения перечисленных проблем.