Главным событием прошедшего в конце апреля Terrasoft Customer Forum стал анонс очередной версии CRM-системы BPMonline 7.0, все новшества которой имеют отношение исключительно к пользовательскому интерфейсу. Чтобы объяснить столь неожиданный шаг, управляющий партнер группы компаний Terrasoft Александр Попов представил свой список из семи наиболее значимых тенденций, определяющих развитие современных ИТ.

Как оказалось, большинство из отмеченных трендов действительно имеют непосредственное отношение к интерфейсу. К примеру, никто сегодня не сомневается в том, что сотрудники используют в своей работе несколько разных устройств, в том числе и мобильных. Ну что ж, в BPMonline 7.0 интерфейс на всех таких платформах выглядит одинаково. Получив опыт работы с самыми разными вычислительными устройствами, люди сегодня могут и хотят решать большинство задач самостоятельно в режиме самообслуживания. Интерфейс новой версии дает для этого широкие возможности. В частности, он теперь автоматически подстраивается к контексту решаемой задачи: на экране появляется только та информация и те элементы управления, которые нужны данному пользователю в этот момент. Важная роль отводится появившейся в продукте так называемой командной строке, напоминающей всем знакомую строку поиска. Однако в отличие от последней она дает возможность не только искать те или иные данные (контактную информацию, сведения о контрактах), но и предлагать способы выполнения отдельных заданий и операций. “Что я могу для вас сделать?” — вопрошает приглашение к вводу в эту строку.

Некоторым трендам еще только предстоит отразиться в следующих версиях продукта. Это реализация общения сотрудников при решении производственных задач в стиле, присущем современным социальным сетям, и так называемая геймификация — придание рабочим процессам элементов компьютерной игры. Управляющий партнер Terrasoft Катерина Костерева справедливо отметила, что сейчас в компании приходят люди, буквально выросшие на компьютерных играх, и было бы неразумно не использовать готовые полезные навыки и модели поведения, сформировавшиеся “естественным” путем. К достоинствам геймеров следует отнести их “мультизадачность”, умение решать сложные проблемы, навыки работы в команде и нацеленность на результат. Правда, достоинства эти, сетует г-жа Костерева, нередко бесследно пропадают, когда их необходимо применять для решения производственных задач. Причина в том, что в деловых процессах отсутствуют стимулирующие факторы, и привнести их туда —задача непростая, и решаться она будет в следующих версиях. Еще одна перспективная технология, которая, возможно, появится в BPMonline, — это голосовой ввод запросов и заданий в командную строку.

Безусловно, самым важным трендом для Terrasoft является развитие облачных технологий. Напомним, что два года назад компания впервые представила свой онлайновый CRM-сервис, базирующийся на облачной платформе BPMonline. Это Web-приложение, предоставляемое в аренду по одной из двух моделей развертывания — на сервере провайдера (On-Demand) или на собственной площадке клиента (On-Site). Хостинг BPMonline CRM в редакции On-Demand возложен на сертифицированный дата-центр компании IPTP Networks, расположенный во Франкфурте и гарантирующий заданные уровни сервиса. За первый год планировалось подключить к BPMonline CRM около пятисот заказчиков, и по сравнению с тогдашними двумястами российскими клиентами Salesforce цифра эта выглядела довольно внушительно.

Как рассказала Катерина Костерева, сегодня у ее компании 5 тыс. корпоративных клиентов, развернувших 300 тыс. рабочих мест. Как ни удивительно, 70% клиентов используют именно облачную модель On-Demand и лишь 30% разворачивают CRM-решение на собственной площадке. К последним относятся все банки, эксплуатирующие платформу BPMonline. Связано это скорее всего с жесткой политикой защиты данных в подобных учреждениях. Для удовлетворения их требований Terrasoft намерена реализовать гибридную модель развертывания, которая позволит заказчику хранить одни данные в публичном облаке, а другие — в частном. Продажу онлайнового CRM-сервиса осуществляет исключительно сама Terrasoft, причем стоимость его базовой функциональности составляет 350 евро в год на одного пользователя. Клиенты, выбравшие модель On-Site, покупают лицензию и ежегодную техническую поддержку. Исходя из приведенных выше цифр мы можем оценить годовую выручку Terrasoft примерно в 75 млн. евро, но при этом следует помнить, что часть денег уходит на оплату услуг дата-центра.