Позиция России в прогнозном (на 2013 год) рейтинге Doing Business (“Занимаясь предпринимательством”), подготовленным Всемирном банком, улучшилась за прошедший год на шесть пунктов: теперь наша страна занимает 112-ю позицию среди 187 участников. Расчеты в данном исследовании выполняются на примере “модельной компании”, которая занимается производством керамических горшков, имеет штат в 60 сотрудников, выручку — 154 млн. руб. (в пересчете по валютному курсу), активов на сумму в 41 млн. руб. Для такого “эталонного предприятия” для нашей страны среднее время трудозатрат, потраченных на подготовку налоговой отчетности (time to comply), в следующем году составит 177 часов. Эти сведения привел в своем докладе директор фирмы “1С” Борис Нуралиев на традиционной ежегодной конференции “День бухгалтерии” 7 декабря.

Вряд ли такие сведения об успехах страны сильно обрадовали слушателей — почти 3000 участников мероприятия (бухгалтеры и руководители компаний) знают на собственном опыте, что бухгалтерский и налоговый учет занимает очень заметную долю в затратах бизнеса. Конечно, информация от том, что в позиции Paying Taxes (“налоговый учет”) дела в России обстоят несколько лучше (за год с 94-й на 64-ю позиция), несколько прибавила оптимизма собравшимся, но все же не очень сильно.

Однако далее руководитель “1С” внес позитив в оценку ситуации и перспектив ее развития: Агентство стратегических инициатив России (АСИ) подготовило для российского руководства предложения по улучшению инвестиционного климата в стране. В том числе там имеются рекомендации по совершенствованию налогового администрирования, сформулированные рабочей группой под руководством Бориса Нуралиева. В состав этой группы входят представители Всемирного банка, ключевых федеральных министерств и ведомств, предпринимательских сообществ и частных компаний, ведущие аудиторы. За три осенние недели было проведено четыре заседания со средней явкой более сорока человек. Одновременно шло широкое обсуждение темы в Интернете в режиме краудсорсинга, в нем приняло участие свыше 2200 человек.

Все предложения группы сейчас представлены в виде дорожной карты (плана работ с указанием, что, когда и кем должно быть сделано) проекта “Совершенствование налогового администрирования”. В документ включено около 80 проблем и мероприятий, сгруппированных по пяти направлениям:

  • сокращение времени, необходимого на подготовку и сдачу налоговой отчетности;
  • взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов;
  • приближение расчета налога на прибыль к бухгалтерскому учету;
  • НДС и электронный документооборот;
  • специальные налоговые режимы.

По экспертным оценкам, принятие таких пожеланий сможет снизить трудозатраты на подготовку налогового отчета для “эталонной компании” до 120—150 часов в 2018 г. и помочь подняться России по показателю “налоговый учет” до 40-й позиции.

По мнению Бориса Нуралиева, одним из факторов, обеспечивающих России продвижение в сторону сокращения затрат на отчетность, является использование соответствующего ПО и электронных сервисов. От того, ведет ли бухгалтер учет в современной программе, которая умеет быстро и надежно подготовить отчетность и сразу отправить ее в контролирующие органы, обменивается ли с партнерами и налоговиками “первичкой” через Интернет или же ведет учет по старинке с множеством “ручных” операций, зависят эффективность экономики страны и ее инвестиционная привлекательность.

Из выступления директора “1С” было видно, что важным направлением более эффективного использования средств автоматизации сегодня является переход к широкому применению новых моделей работы в облачных режимах. Хотя Борис Нуралиев и называл эти технологии модными, все же из контекста его выступления было видно, что тут скорее подошли бы слова “полезные” или “эффективные”.

Он напомнил, что на прошлогоднем “Дне бухгалтерии” была впервые представлена новая редакция 3.0 “1С:Бухгалтерии 8”, при этом пользователи получили возможность выбирать — приобретать ли “коробочную” версию программы и устанавливать ее на своем компьютере или в локальной сети, работать ли с ней в облачном режиме в рамках сервиса “1С:Предприятие через Интернет” или использовать смешанную модель работы. При этом пользователь может при необходимости в любой момент “спуститься с облаков на землю” — выгрузить информационную базу и перенести ее на свой компьютер. По оценкам “1С”, многие бухгалтеры в разных регионах страны уже оценили удобства работы с “1С:Бухгалтерией 8” в облачном режиме — возможность легкого удаленного доступа к программе в любой момент без необходимости обеспечивать ее техническую поддержку и обновление.

При этом понятно и то, что несмотря на известные преимущества облаков существуют объективные ситуации и причины, по которым пользователям этот режим может не подходить. Например, проблемы с использованием облачных сервисов возникают, если у клиента есть желание использовать доработанную и настроенную “под себя” программу, если он не готов менять привычные свои бизнес-процессы под предлагаемые стандарты. Важен и такой психологический фактор, как нежелание отдавать свои базы данных “в чужие руки”.

Для преодоления этих преград “1С” предлагает сейчас еще один новый сервис для своих клиентов — “1С:Линк”, представляющий собой надежный интернет-шлюз, через который клиенты по установленным ими самими правилам доступа и обеспечения безопасности могут в удаленном режиме работать с локально установленным собственным экземпляром учетной системы “1С:Предприятия”.

Для передачи данных по Интернету используется защищенный протокол HTTPS, гарантирующий надежное шифрование сетевого трафика с помощью персонального SSL-сертификата. В течение сессий удаленного доступа через Интернет обращение производится только к зарегистрированной в сервисе информационной базе, а не ко всему содержанию компьютеру пользователя. Такая организация обеспечивает надежное хранение и обработку информации на компьютере пользователя и исключает хранение и дешифрование данных сервисом “1С:Линк”. Особая ценность нового сервиса в том, что для обеспечения безопасности не требуется дополнительных расходов на программные и аппаратные средства защиты компьютера пользователя и сопровождение его системным администратором.

В настоящее время “1С:Линк” доступен пользователям в рамках пилотного проекта. По данным организаторов конференции, попробовать себя в качестве “пилотов” выразили желание десятки ее участников. После запуска сервиса в коммерческую эксплуатацию пользователи информационно-технологического сопровождения уровня ПРОФ получат возможность подключать с его помощью до пяти удаленных рабочих мест (например, для генерального директора, главного бухгалтера, разъездных сотрудников).

В своем выступлении Борис Нуралиев отметил также, что среди пользователей программ “1С” есть и те, кто до сих пор работает со старой версией 7.7 — поскольку иногда сложно отказаться от сформированных десятилетиями привычек и установок. Для них в “1С:Бухгалтерии 8” реализован эмулятор интерфейса старых программ. В этом режиме основные возможности современного решения становятся доступны, а для перехода к полноценному их применению по мере готовности и привыкания можно легко переключиться на новый интерфейс. Напомним, что при переходе на “1С:Бухгалтерию 8” с версии 7.7 перенос накопленных данных и документов осуществляется в два простых шага непосредственно из информационной базы 7.7 и рассчитан на то, что его могут самостоятельно выполнить неподготовленные пользователи.

“1С” напомнила, что переход на новую редакцию 3.0 выполняется в рамках обычного обновления, без дополнительной оплаты. Поддержку предыдущей редакции 2.0 планируется продолжать до конца марта 2014 г., обеспечив сдачу отчетности за 2013-й.