Несмотря на экономические и финансовые потрясения (а может быть, и благодаря им), рынок бизнес-аналитики (BI) весьма активен и растет быстрее ИТ-рынка в целом. IDC прогнозирует, что в 2012 г. его объем составит 33,9 млрд. долл. (на 8,2% больше, чем в 2011-м). Около трети его приходится на инструменты для обработки запросов конечных пользователей, выпуска отчетов и анализа данных: в 2010-м, по данным IDC, объем этого сегмента составил 8,9 млрд. долл. (на 13,7% больше, чем годом ранее). Особенно быстро спрос на инструменты такого рода повышался в нескольких странах, среди которых IDC выделяет нашу: в России объем продаж лицензий и услуг поддержки увеличился в 2010 г. на 200% и впервые превысил отметку в 100 млн. долл. Аналогичные результаты по итогам 2011 г. еще не известны, но согласно оценкам IDC двузначный (в процентах) рост ожидается в шести странах — Австралии, Бразилии, Индии, Канаде, Корее и России. Чем он будет обусловлен? Как результаты прошедшего года видятся экспертам из ведущих компаний, работающих на нашем рынке? Какие тенденции будут определять развитие российского рынка BI в году наступившем?

На протяжении многих лет наибольшим спросом как в мире, так и у нас пользовались классические BI-инструменты OLAP-анализа данных и представления результатов такого анализа в форме отчетов или графических диаграмм. Сейчас все более активный интерес проявляется к средствам глубокого и интеллектуального анализа, позволяющего сегментировать клиентскую базу, оценивать кредитоспособность заемщика, выявлять тонкие эмоциональные оттенки контента, размещаемого в социальных сетях, и т. д. В мире указанные тенденции проявились довольно заметно. А какая структура рынка BI сложилась в прошедшем году в нашей стране и чем она отличается от общемировой?

По мнению руководителя направления бизнес-аналитики представительства IBM в России и СНГ Александра Тихонова, наибольшим спросом в нашей стране пользовались BI-платформы, которые позволяют автоматизировать отраслевые аналитические задачи, но сами при этом готовыми решениями не являются. Задача представления отчетности и анализа данных уникальна для каждой компании, а готовые горизонтальные или вертикальные решения снижают гибкость и “маневренность”, не позволяя организациям формировать отчетность согласно своим специфическим потребностям.

“Если сравнивать ситуацию с 2009 и 2010 гг., можно уверенно говорить о некотором оживлении на рынке BI-приложений. Однако российский рынок, как и прежде, отстает от общемирового. В дальнейшем, если не случится очередного кризиса, следует ожидать медленного, но стабильного развития рынка BI, не связанного с реализацией каких-либо ярких или неожиданных новшеств, — считает руководитель отдела числовой аналитики компании “Логика бизнеса 2.0” (ГК “АйТи”) Дмитрий Ковалев. — Что касается соотношения спроса на BI-платформы и готовые решения, то в СМБ-секторе вполне можно говорить об определенной заинтересованности в готовых вертикальных решениях. Для компаний же крупного бизнеса, особенно холдингового типа, имеющих филиальную сеть, более характерен спрос на горизонтальные решения. Однако здесь каждый проект, как правило, представляет собой внедрение с большой долей заказной разработки”.

Первый заместитель генерального директора компании “Прогноз” Максим Балаш обратил внимание на то, что в прошедшем году в мире наблюдался рост внедрений BI-решений в компаниях среднего бизнеса. Решений гибких и адаптивных, но в то же время простых в развертывании и использовании. Это обусловило увеличение спроса на горизонтальные и вертикальные специализированные приложения с преднастроенными аналитическими алгоритмами для типовых задач.

“По нашей оценке проникновение BI в российских компаниях пока существенно ниже, чем на Западе, — констатирует директор по работе с финансовым сектором компании “SAS Россия/СНГ” Юлий Гольдберг. — Дело в том, что его использование ограничено несколькими “наиболее продвинутыми” отделами, в то время как сотрудники остальных подразделений по-прежнему печатают плоские отчеты или, в лучшем случае, пользуются стандартными возможностями Excel. Главное изменение, которое нам еще предстоит увидеть, это постепенное осознание компаниями того, что BI — это вовсе не синоним инструментария для подготовки отчетности, а одна из ключевых составляющих бизнес-процессов компании. Тогда и фокус внимания заказчиков будет постепенно смещаться от OLAP, Data Mining и других подобных технологий к полнофункциональным отраслевым аналитическим решениям, таким как средства функционально-стоимостного анализа и системы управления целевым маркетингом, рисками и т. д.”

Характеризуя изменения в структуре отечественного рынка BI, которые могут ожидать нас в ближайшей перспективе, Александр Тихонов отмечает рост заинтересованности в аналитике, осуществляемой в режиме реального времени, и большой спрос на инструменты прогнозной аналитики, базирующиеся на тех или иных математических моделях. Прогнозная оценка, основанная только на мнении эксперта, уже не отвечает запросам бизнеса. А Максим Балаш видит перспективы увеличения доли внедрений BI-продуктов в среднем и малом бизнесе, связанные с ростом популярности мобильных технологий и моделей SaaS и их интеграцией с социальными сетями.

Массовый BI

Действительно, есть уже много людей, годами использующих всевозможные онлайновые сервисы для личных нужд. Они оценили удобство и интерактивность интерфейса ряда мобильных приложений, обладающих, в частности, и аналитическими функциями. Но можно ли по итогам прошедшего года говорить о тенденции консьюмеризации BI-решений для корпоративного сектора (как в плане расширения круга пользователей, так и за счет подключения к BI-решениям большого числа мобильных гаджетов, принадлежащих компаниям или сотрудникам)?

“Подключение множества мобильных устройств к корпоративным порталам и системам стало одной из заметных тенденций прошлого года”, — убежден Александр Тихонов. По его словам, приложения для планшетов, таких как iPad, будут полезны и руководителям, которые, находясь в разъездах, хотели бы отслеживать состояние бизнеса, и рядовым сотрудникам, получающим доступ к инструментам анализа данных, находясь вне периметра офиса.

Как отмечает Максим Балаш, в BI-платформе, специально с учетом спроса на простые и удобные для массового пользователя инструменты, должна поддерживаться возможность не только экспорта результатов аналитической работы в форматы Microsoft Office, но и непосредственного обращения, например из Excel, к базовым функциям платформы. Особое внимание, считает он, стоит уделить разработке BI-приложений для мобильных устройств и сервисам доставки на них актуальной информации для последующего ее анализа непосредственно на “гаджете”, в том числе и в офлайновом режиме.

“На гаджетах нужно и интересно работать в первую очередь с информацией, обновляемой в режиме реального времени, с тем чтобы знать реальное положение дел на данную секунду и иметь возможность принять на этой основе решение, которое будет экономически оправданным, — убежден Юлий Гольдберг. — Хотя подобные задачи появились не сегодня (возьмем хотя бы анализ данных, поступающих с фондовых торговых площадок), прикладных BI-решений для работы в таком режиме пока крайне мало. Тем не менее спектр задач, где необходимо мгновенно принимать решения на основе актуальных фактов, расширяется, а поэтому будет увеличиваться и количество онлайновых BI-приложений, в том числе и для гаджетов. Впрочем, в России BI-приложения для мобильных устройств пока рассматриваются скорее как красивая игрушка, а не как необходимый для работы инструмент”.

Решения или платформы

Может быть, потенциал роста российского BI-рынка связан с более глубокой специализацией BI-решений (как вертикальной, так и горизонтальной)? По мнению Александра Тихонова, глубокой специализации не будет, поскольку у предприятий нет потребности в готовых решениях, которые были бы предназначены для представления отчетности, жестко стандартизированной для той или иной отрасли: даже внутри одной индустрии у двух похожих компаний требования к отчетности совершенно разные.

Не согласен с ним Дмитрий Ковалев: “Глубокая специализация BI-решений уже идет полным ходом. Она связана с развитием бизнеса крупных компаний и с их желанием сделать свои процессы более прозрачными как для собственных сотрудников, так и для внешних служб и организаций”. По мнению Максима Балаша, благодаря специализации клиенты смогут получить более интеллектуальные решения для мониторинга, планирования и анализа деятельности предприятия, в полной мере отвечающие их потребностям. Именно поэтому в России рынок специализированных BI-решений будет постепенно расширяться. Появятся типовые и коробочные продукты: первые будут интересны прежде всего крупному и среднему бизнесу, вторые — предприятиям СМБ.

В совершенно ином ракурсе видит проблему специализации Юлий Гольдберг: “Глубокая специализация BI-решений не так критична, как глубокая специализация специалистов по BI. Возьмем для примера системы целевого маркетинга. Они более или менее похожим образом работают и в банках, и в страховых кампаниях, и в телекоме. Но если специалисты вендора или интегратора не понимают в деталях, как применять эти системы для проведения конкретных маркетинговых кампаний в данной отрасли (какие данные о клиентах нужно собирать, по каким критериям отбирать целевую аудиторию, какие предложения формировать, как организовать взаимодействие подразделений продаж и рисков), то продать даже самую замечательную систему скорее всего не удастся. А если и удастся, то вероятность ее успешного внедрения будет невысока. Эта тенденция ко все более глубокой специализации BI-специалистов (уже не просто хорошо разбирающихся в OLAP, а, например, экспертов по сегментации банковских клиентов) сегодня четко прослеживается”.

На каждом этапе развития экономики страны, на каждом уровне зрелости компаний у бизнеса появляются свои приоритеты и свои проблемы. По признанию многих экспертов, мы вступаем в очень непростой год. Какие направления бизнес-аналитики в наступившем году будут развиваться в нашей стране быстрее всего?

“Организации в период кризиса традиционно сворачивают продажи и концентрируются на рисках и экономической эффективности отдельных подразделений, продуктов, клиентских сегментов, — напоминает Юлий Гольдберг. — Когда экономика находится на подъеме, продажи и борьба за долю рынка, наоборот, получают приоритет. В 2011 г. бестселлером в банках стала тема клиентской аналитики и целевого маркетинга. Кредитные учреждения, телекоммуникационные компании, ритейлеры накопили массивы клиентской информации, построили широкий набор каналов коммуникации с клиентами, в том числе интерактивных, и их менеджеры поняли, что персонализация и оптимизация коммуникаций может принести значительные дивиденды. В нынешнем году, судя по текущему развитию ситуации, клиентская аналитика и целевой маркетинг сохранят позитивную динамику.

В банках, безусловно, в фокусе внимания будут системы риск-менеджмента, особенно с учетом того, что в январе 2012 г. при Ассоциации российских банков был сформирован Комитет по стандартам Basel II, который готовит практические шаги по переходу российской банковской системы на эти стандарты. А в связи с бурным развитием интернет-платежей на первый план выйдут задачи предотвращения мошенничества. Это направление будет инвестироваться, поскольку в противном случае финансовые убытки и репутационные потери могут стать очень значительными”.

По мнению Александра Тихонова, вырастет интерес к многомерному анализу данных, системам сбалансированных показателей и стратегического управления. Будут развиваться также инструменты бизнес-анализа в режиме реального времени и средства прогнозной аналитики, особенно в банках, ритейле и телекоме. Дмитрий Ковалев видит хорошие перспективы для направления “BI на мобильных устройствах”, поскольку мобильные коммуникации в нашей стране уже получили широкое распространение, а наиболее активными их пользователями являются именно те сотрудники, которые первыми в своих организациях начали активно применять мобильные устройства для работы и ведения бизнеса. Максим Балаш упоминает еще о средствах эффектной интерактивной визуализации результатов анализа и модели “BI как услуга” (SaaS), популярность которой со временем будет расти. Продолжится увеличение интереса к инструментам моделирования и прогнозирования, сочетающим в себе простой пользовательский интерфейс с возможностями настройки сложных моделей. А в связи с инициативой по формированию в нашей стране Национальной программной платформы заказчики начали проявлять интерес к решениям на основе открытой ОС Linux.

Инновационный BI

Не исключено, что динамику российского рынка BI будут определять какие-то новые технологии, всерьез заявившие о себе в последние несколько лет. Одна из них — несомненно, Big Data (анализ огромных массивов структурированной и неструктурированной информации, объемы которой в эпоху Интернета растут с колоссальной скоростью). Что же сегодня представляет собой Big Data — это модный тренд или реальная потребность бизнеса?

“Технология Big Data рассчитана на крупные компании и корпорации, в которых большие объемы данных генерируются собственными информационными системами и куда поступают потоки неструктурированных данных из социальных сетей, порталов и других источников, — считает Дмитрий Ковалев. — Доля таких компаний у нас пока гораздо меньше, чем в мире. Тем не менее потребность есть, и мы ее ощущаем по потоку запросов от наших клиентов”.

“Big Data — это не миф. Это даже не какой-то далекий “космос” для современных клиент-ориентированных организаций, в том числе и в России, — убежден Юлий Гольдберг. — Почему тема Big Data на Западе уже гораздо более актуальна, чем у нас? Просто потому, что там в плане клиент-ориентированного подхода большинство компаний продвинулось дальше наших. Ведь откуда берутся Big Data? Клиентов, продуктов, транзакций не стало принципиально больше. Но компании стали внедрять новые технологии коммуникации с клиентами и собирать и анализировать ту информацию, которая раньше была вне поля зрения аналитиков. Первый пример — поведение клиентов на Web-сайте организации: какие страницы клиент открывает, как переходит, сколько времени задерживается, как заполняет форму и т. п. Второй пример — распознавание речи в процессе переговоров, проводимых по телефону продавцами или сервис-менеджерами, ее семантический разбор, выявление ключевых маркеров и их анализ. И в том и в другом случае компании используют результаты анализа, в том числе в реальном времени, чтобы лучше продавать, повышать удовлетворенность клиентов, сохранять их лояльность. Интернет и “голос” — это источники гигантских объемов данных о клиентах, и их использование приносит существенную дополнительную прибыль. Поэтому компании готовы вкладываться в недешевые инструменты Big Data, чтобы получить дополнительные конкурентные преимущества”.

Еще одна важная тенденция последних лет — рост интереса к облачным технологиям. Каковы перспективы этого направления для рынка бизнес-аналитики? С решения каких задач может начаться использование облачных BI-приложений?

“Компаний, которые стремятся снижать издержки на приобретение серверного и программного обеспечения, становится все больше, и в России тоже, — отмечает Александр Тихонов. — Перевод BI-приложений в облако имеет огромные перспективы. На данный момент российский рынок в этой сфере еще очень сырой, реальных примеров перевода BI в облако пока нет, но спрос растет, и это рано или поздно приведет к неизбежной экспансии облачных технологий. Однако нельзя не сказать и о проблемах, связанных с переводом BI в облако, которые до сих пор не решены. Это прежде всего касается безопасности данных. И до тех пор, пока эти задачи решены не будут, не будет и успешных примеров реализации. Сегодня ИТ-директора демонстрируют желание оптимизировать свои расходы, переложить часть ответственности на плечи интеграторов или вендоров, и поэтому практическая реализация такого подхода представляет собой перспективу нескольких ближайших лет. Процесс уже запущен: в России вводится в эксплуатацию ряд дата-центров, которые способны работать в облаке”.

По мнению Дмитрия Ковалева, концепция “BI в облаке” набирает силу, в том числе благодаря популярности самой идеи облаков. Однако заказчик не всегда может объяснить, зачем именно ему это надо, и не осознает всех рисков. Основным препятствием, на взгляд г-на Ковалева, является то, что данные для анализа придется выгружать на облачные серверы, которые сами заказчики не контролируют, не говоря уже о том, что эти данные все равно нужно готовить, прежде чем “залить” на облачный сервис. “Думаю, в нашей стране BI в глобальные облака не уйдет, — полагает Дмитрий Ковалев. — Все будет делаться как и прежде: развертывание единого корпоративного хранилища плюс BI-системы на его основе. В результате появится некое частное корпоративное облако, доступ к которому осуществляется через Web-браузер. Но по сути таков и есть уже сегодняшний BI”.

“В настоящий момент облачные продукты, представленные на рынке, не могут полноценно заменить традиционные BI-платформы, так как предоставляют пока ограниченные возможности, — убежден Максим Балаш. — На практике востребованы BI-решения, которые через облака могут предоставлять по подписке доступ к различным источникам с подготовленной информацией, например, о рынках товаров и услуг, о финансовых показателях. Пользователи могут анализировать эти данные, применяя аналитические панели, OLAP и инструменты для генерации отчетов”.

“В чем проблема продвижения на рынок облачных BI-приложений? — задается вопросом Юлий Гольдберг. — В первую очередь в данных. Для того, чтобы такое приложение успешно работало, ему должны быть доступны актуальные, качественные и полные данные, необходимые для решения соответствующей задачи. Выкладывать свои данные, часто конфиденциальные, в Сеть готовы пока далеко не все, даже под весомые гарантии провайдеров. Очевидно, что Сеть пока очень и очень небезопасна, и целый ряд последних громких утечек информации это подтверждает. Но все это не отменяет прогресса: облачные BI-решения будут так или иначе развиваться. Просто на первом этапе они будут фокусироваться на информации, которая и генерируется в Интернете, а не в локальных сетях предприятий. Один из таких облачных сервисов, например, осуществляет анализ эмоциональной окраски высказываний людей в Интернете о компании и ее брендах. Если обкатка на такого рода приложениях пройдет успешно, то компании, возможно, решатся и на выдвижение в Сеть каких-либо своих внутренних процессов и данных”.

Год только начинается, и мы будем внимательно следить за российским рынком BI. Сохранит ли он свою динамику, станет ли инновационной площадкой для реализации новых технологических подходов, сможет ли предложить отечественным предприятиям инструменты для повышения эффективности бизнеса? Пока что есть только прогнозы, и они перед вами.