По словам известного блогера, “истинные кейсы — не красивы, красивые кейсы — не истинны”. Объективный взгляд на проект лежит где-то посередине между преодоленными трудностями и достигнутыми положительными результатами. Реализация проекта, в частности для учета имущества и проведения инвентаризации, требует четкого понимания бизнес-процессов, видения путей их оптимизации для улучшения эффекта от автоматизации, построения “человеколюбивой” логики ведения учета, а также возможности легко интегрировать существующие разнородные системы с системой автоматической идентификации.

Автоматизируй это, или RFID для учета имущества и инвентаризации

Предприятия, где оперативный учет имущества не автоматизирован, часто сталкиваются с проблемами при учете активов и проведении инвентаризации. Ручной учет поступления, поиска, выдачи, перемещения и списания объектов, а также ручной ввод информации о них в базу данных чреваты ошибками и заставляют ответственных сотрудников жить в напряжении “от инвентаризации до инвентаризации”.

Вопрос автоматизированного учета и инвентаризации имущества (мебели, компьютерного парка, телефонных станций, оргтехники и т. п.), а также техобслуживания и ремонта оборудования одинаково актуален практически для любого предприятия, если количество учитываемых объектов превышает несколько тысяч. При этом с помощью технологии радиочастотной идентификации (RFID) можно в десятки раз ускорить время проведения описи, сверки и поиска нужных объектов, обеспечить достоверность данных и прозрачность учета основных средств.

При всех видимых преимуществах технологии RFID в нашей стране она пока не стала стандартом де-факто. Хотя потенциальные заказчики проявляют большой интерес к данной технологии, многие из них сохраняют осторожность в ее освоении. Как следствие, публичные объявления о завершении проектов на базе RFID довольно редки.

Компания “АйТи” уже пять лет разрабатывает и внедряет системы автоматической идентификации на базе RFID. За это время накоплен практический опыт в области учета и инвентаризации имущества, технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) с помощью системы радиочастотной идентификации “АйТи-АИ”. Внедрение новой технологии для автоматизации рутинных процессов — это сложный процесс, связанный порою со значительными трудностями, которые надо преодолеть. Слово пользователям системы “АйТи-АИ”, проверившим возможности радиочастотной идентификации материальных активов в своей работе.

Поле деятельности для RFID

Досье проекта: ОАО “Газпром Нефть”

Разработана автоматизированная система инвентаризации имущества на базе ПО SAP R/3, реализовано взаимодействие с аппаратной частью решения “АйТи-АИ”. Оказана консультативная помощь в проведении инвентаризации для трех тысяч объектов учета.

Своим опытом делится Татьяна Сергеевна Андреева, ведущий специалист Административно-хозяйственного управления Московского филиала ОАО “Газпром Нефть”: “В связи с большим количеством материальных ценностей, подлежащих маркировке, и с непрерывным их перемещением внутри здания перейти на автоматическую систему учета и инвентаризации имущества так быстро и качественно, как нам бы хотелось, не удавалось. Наша компания размещается на десяти этажах (в среднем по 100 человек на каждом). Помимо персональных рабочих мест есть еще переговорные, серверные, складские помещения. Поэтому мы затратили не один месяц, чтобы вдвоем с помощником наклеить радиочастотные метки на все объекты учета. При этом большим плюсом стало то, что не пришлось существенно менять бизнес-процессы, только внесли коррективы относительно процедур автоматической инвентаризации.

Как выяснилось в процессе нанесения закупленных изначально радиометок, они оказались довольно большими для некоторых основных средств — например, для серверного оборудования. Но это легко исправили, “АйТи” предложила метки других размеров. Также было непривычно проводить инвентаризацию с “волшебным” устройством для считывания — мобильным терминалом сбора данных, но со временем приспособились.

Не обошлось и без курьезного случая. В первый день, когда мы проводили маркировку в одном из офисных помещений, из-за некорректной настройки принтера пришлось потратить два часа на 20 рабочих мест только потому, что принтер выдал инвентарные номера в хаотичном порядке без привязки к рабочим местам. Проблему решили, установив верные настройки принтера.

Разумеется, преимущества системы мы уже успели оценить на деле: метки для маркировки объектов печатаются быстро, из необходимых отчетов формируется целая лента с информативными метками, простыми в нанесении. За счет интеграции нашей учетной системы с аппаратной частью ПО “АйТи-АИ” реализованы удобные фильтры и отчеты. Привычными инструментами мы пользуемся в той же системе, в которой всегда работали, так как не потребовалась установка дополнительных программ. Мы отдельно не высчитывали цифру для подтверждения эффективности от автоматизации процесса учета материального фонда, но сроки проведения инвентаризации, безусловно, сокращены. Созданная система позволяет достаточно точно контролировать перемещение всех материальных ценностей, что дает возможность избежать накладок, ошибок и в целом приводит к прозрачности учета имущества”.

О будущем RFID-технологии: от автоматизации к роботизации

Досье проекта: Региональные отделения крупного банка России

Создана автоматизированная система инвентаризации имущества с применением технологии радиочастотной идентификации. Проведена первичная маркировка RFID-метками более 160 тыс. объектов. В зависимости от специфики работы отделений внедрено несколько вариантов решения “АйТи-АИ”: на базе учетной системы “1С:Предприятие 7.7” и на базе MS SQL Server, включая обмен данными с учетной системой “Клипер” и обмен данными с “1С:Предприятие 7.7”. Реализовано два способа подготовки радиочастотных меток: обезличенные метки (для одного подразделения) и метки, содержащие информацию об объекте (для всех остальных подразделений).

Автоматизированная система инвентаризации имущества была также внедрена в региональных отделениях одного из крупных российских банков. Здесь были специально созданы рабочие места для производства радиочастотных меток по заявкам материально ответственных лиц, а также организованы хранение и выдача терминалов сбора данных. Для маркировки имущества потребовалось создать комплект документов, описывающих, что подлежит маркировке, какой тип меток размещается на том или ином имуществе, какие комплектующие маркируются, а какие остаются без меток. Таким образом, внедрение автоматизированной системы инвентаризации имущества сопровождалось большими организационными усилиями со стороны всех подразделений банка, причем основная нагрузка легла на службу информатизации.

В процессе эксплуатации системы персоналу пришлось столкнуться с рядом трудностей, которые еще предстоит решить на программном уровне. Например, есть объекты, состоящие из сотен комплектующих, без которых их функционирование невозможно. Для сверки данных с бухгалтерским учетом необходимо каждую деталь отметить на терминале. Пока в системе автоматической идентификации нет возможности “в одно касание” отметить все комплектующие объекта. Эту задачу можно будет решить путем реализации режима “пометить все”.

Важным преимуществом использования “АйТи-АИ” является то, что у инвентаризационной комиссии вообще нет рабочих материалов в бумажном виде и, как следствие, не тратится время на поиски объекта по спискам. Точнее и легче на любой момент времени определяется соотношение обнаруженного/не обнаруженного имущества. Но в связи с огромным количеством единиц имущества и наличием объектов, состоящих из комплектующих, возникает эффект накопления “погрешности” в определении их местоположения. Есть еще задачи, чтобы оттачивать автоматизированный процесс инвентаризации.

Интересный парадокс, который выявился в ходе проекта. После интенсивной проверки ИТ-оборудования и постоянной работы стилусом при вводе данных на мобильный терминал у ответственной за инвентаризацию сотрудницы возникла проблема с кистью, и пришлось защитить руку специальным бандажом. Но, невзирая на это, терминал она никому не передоверила и продолжила инвентаризацию, потому что сама работа ей действительно нравится. Кто знает, может быть, со временем этот процесс будет не только автоматизирован, но и роботизирован. Хотя, скорее всего, роботы с RFID-возможностями будут актуальны для крупных предприятий, где требуется обрабатывать массивы информации еще быстрее и надежнее, чем раньше.

Заключение

Сегодня у RFID большой потенциал в сфере материального и складского учета, управления техобслуживанием и регламентными работами, учета и контроля перемещений материальных ценностей на объектах заказчика. Однако технология сама по себе не волшебная таблетка, которая раз и навсегда избавит от беспорядка в большом хозяйстве. Внедрение системы радиочастотной идентификации для учета имущества и ТОРО начинается с готовности заказчика изменить привычный ход работы, с поиска узких мест и настройки бизнес-процессов, связанных с учетной деятельностью.

СПЕЦПРОЕК