В начале сентября в Москве состоялась долгожданная премьера локализованной российской версии ERP-системы для сегмента СМБ — Microsoft Dynamics NAV 2009. Главными ее новшествами являются ролевой пользовательский интерфейс RoleTailored, учитывающий особенности работы менеджеров разных функциональных подразделений, таких как финансовый директор, главный бухгалтер, директор по производству (всего 21 роль), развитые средства анализа и отображения информации и поддержка Web-сервисов, существенно упрощающая интеграцию системы с внешними приложениями. Кроме того, NAV 2009 стала первой версией этого продукта, базирующейся на трехуровневой архитектуре.

Слово “долгожданная” в данном случае — это не дежурный эпитет: международная версия NAV 2009 увидела свет в 2008 г., еще год спустя был выпущен сервис-пак SP1, и только сегодня российским заказчикам становится доступной его локализованная версия NAV 2009 SP1. Столь длительную задержку директор по разработке Microsoft Dynamics NAV Дэн Браун объяснил чрезвычайной сложностью локализации, учитывающей все особенности российского законодательства, по сравнению с аналогичными процедурами в остальных 40 странах, где проводится подобная локализация. Вероятно, с учетом данного обстоятельства в 2008 г. в Москве был открыт местный центр разработки и локализации — один из шести подобных центров Microsoft в мире. Его директор Сергей Шведов пояснил, что наряду с локализацией очередных версий продуктов Dynamics AX и Dynamics NAV 50 специалистов центра заняты еще и разработкой модулей поддержки специфической отечественной функциональности, таких как средства кадрового учета и расчета зарплаты, а также оперативной модернизацией продуктов, сопровождающей вступление в силу новых российских нормативных актов.

В прошлом году московский офис Microsoft предложил отечественным заказчикам редакцию Dynamics NAV Express — преднастроенную конфигурацию продукта, ориентированную на небольшие предприятия и обеспечивающую стандартные функции управления финансами, торгового, бухгалтерского и налогового учета, расчета заработной платы. Поддержка редакции Express также возложена на местный центр разработок. По словам директора Microsoft Business Solutions (MBS) в России Владимира Водянова, выпуск Express — это один из шагов программы, направленной на повышение доступности данного продукта для массового рынка. Цель программы — сделать систему NAV проще, дешевле и удобнее для российских заказчиков. “Мы отдаем себе отчет в том, что цена лицензий на продукты семейства Dynamics выше, чем у некоторых российских вендоров, — сказал г-н Водянов. — Сделать приложения Dynamics более доступными для отечественных заказчиков призваны специальные ценовые условия, которые мы сейчас вырабатываем”. Суть этих условий пока не раскрывается.

До конца нынешнего года планируется выпустить релиз Dynamics NAV 2009 R2, который, как пообещал Дэн Браун, будет сразу же доступен российским клиентам в локализованной редакции. В R2 предусматривается поддержка технологий виртуализации, что позволит, в частности, создавать на сервере виртуальные рабочие места, доступные менеджерам предприятия, независимо от их местонахождения и применяемых клиентских устройств. Станут доступными онлайновые платежные сервисы и появятся средства для бесшовной интеграции Dynamics NAV с Dynamics CRM.

В процессе подготовки локализованной версии Dynamics NAV 2009 в ее бета-тестировании и предварительной оценке приняли участие некоторые российские компании. Одна из них — фирма “Корстон”, которая занимается управлением гостиницами и ресторанами, пользуется системой NAV (в прошлом Navision) на протяжении 10 лет. В настоящее время в “Корстоне” эксплуатируется даже не предыдущая версия 5, а еще более старая — 3.7. Решение о переходе на NAV 2009 ИТ-директор “Корстона” Максим Иващенко объяснил появлением в продукте ряда важных для его компании функций, часть из которых ранее была реализована партнером-внедренцем в виде настроек и расширений, а также наличием у NAV 2009 сертификата соответствия российскому закону о защите персональных данных. Одно из важных требований, поставленных перед компанией-консультантом, — сохранение работоспособности тех настроек и расширений функциональности, что были созданы на протяжении десяти лет эксплуатации системы. К счастью, в данном случае за переход на NAV 2009 будет отвечать тот же партнер Microsoft, который и создавал все эти настройки и расширения.

Как утверждает Дэн Браун, указанная процедура осуществляется довольно легко: прикладная логика переносится с клиента на промежуточный слой практически без изменений, а в некоторой модификации нуждается лишь сервер БД. Насколько это верно, покажет реальный опыт, но в “Корстоне”, как уточнил Максим Иващенко, выбрали стратегию осторожного поэтапного перевода системы на новую версию. Вероятно, по этой причине планируемая длительность данного проекта — 9 месяцев — сопоставима со сроками внедрения решения с нуля. Данный пример лишний раз подтверждает важную роль партнеров в продвижении приложений Microsoft Dynamics. Как заявил Владимир Водянов, расширение партнерской сети, особенно региональной ее части, станет одним из приоритетов московского офиса MBS на ближайшую перспективу.