Что нам даст внедрение этой ERP-системы? Какой будет толк от данного проекта? Подобные вопросы возникают практически у всех заказчиков. Ответ на них предполагает оценку ожидаемого экономического эффекта, которая и ложится в основу технико-экономического обоснования. Задача эта не простая, а ее решение, предлагаемое консультантами, далеко не всегда пользуется доверием у заказчика. Отвечая на столь очевидную потребность, шесть лет назад компания SAP создала у себя департамент Value Engineering, а спустя четыре года аналогичное подразделение под названием “Отдел оценки инвестиций” появилось и в структуре “SAP СНГ”. Методологии, созданные в Value Engineering, уже нашли применение более чем в 400 проектах, но широкой общественности они пока не известны. По крайней мере, такой ситуация была год назад. Однако начиная с января 2009 г. SAP приступила к проведению в разных странах специальных обучающих курсов Value Academy. В середине октября подобное мероприятие было проведено и в Москве.

Оно стало восемнадцатым по счету в регионе EMEA и привлекло внимание пятнадцати российских компаний, причем треть из них не использует пока ПО SAP. В первый день слушателей вводят в курс дела, а во второй — проводят с ними практические занятия. По словам вице-президента SAP по стратегии и операциям в регионе EMEA Марка Серазейла, участники занятий — а это представители потенциальных или реальных заказчиков — узнают, как выявить “точки повышения ценности” бизнеса, как получить эту дополнительную ценность и как ее впоследствии оптимизировать. Сразу скажу, что применяемый специалистами SAP буквальный перевод слова “value” как “ценность” не кажется мне очень удачным. Во всяком случае, многие фразы при этом выглядят чрезвычайно загадочно или двусмысленно. По-моему, более корректно было бы говорить о пользе или полезности тех или иных проектов и технологий.

Чем такой подход отличается от традиционного бизнес-консалтинга? Отвечая на мой вопрос, глава “SAP СНГ” Владислав Мартынов пояснил, что за их предложение — а оно предполагает передачу методологии, инструментария и лучших мировых практик клиентов SAP — заказчику ничего не нужно платить. Полезность той или иной планируемой инновации он может оценить сам. Марк Серазейл убежден, что подобного предложения нет ни у одного вендора.

В самых общих словах методология сводится к тому, что заказчик оценивает каким-либо образом определенные ключевые показатели деятельности своего предприятия, затем они с помощью специального инструмента сопоставляются с аналогичными показателями других предприятий-клиентов SAP из той же отрасли. Такое сравнение позволяет выявить слабые места (низкие значения KPI), после чего заказчик может узнать, какой экономический эффект будет получен в результате доведения KPI до того или иного уровня. И эффект этот оценивается не расчетным путем, а на основе результатов, достигнутых реальными клиентами SAP, занесенными в БД лучших практик корпорации. Фактически заказчик узнает, каков будет экономический эффект от произведенных изменений, но вопрос о том, как реализовать необходимые преобразования, потребует привлечения консультантов-внедренцев.

Вполне вероятна ситуация, когда потенциальный заказчик, получив от SAP методологию и инструментарий Value Engineering и обнаружив с их помощью направления развития ИС, сулящие наибольшую отдачу, воспользуется для технической реализации продуктами не SAP, а другого вендора. Владислав Мартынов согласился, что подобный риск есть, но, по его мнению, он не очень велик, ведь ожидаемый эффект подкреплен только решениями SAP, что предполагает использование лучших практик именно этого вендора. Выбирая другого поставщика ПО, клиент берет все риски такого рода на себя.