— Сколько времени сегодня нужно потратить, чтобы зарегистрировать новую компанию?
— Порядка сорока минут.
— А новый автомобиль?
— Минут десять. И лучше все это сделать через Интернет — в этом случае взимаемая плата ниже.

Вероятно, когда-нибудь подобный диалог будет возможен и в России, но на самом деле он состоялся в регистрационной палате Министерства юстиции Португалии, где автору довелось недавно побывать. Сегодня вся работа палаты базируется на информационных технологиях, и это отнюдь не уникальный пример в практике предоставления государственных услуг населению этой небольшой и когда-то преимущественно аграрной страны. Согласно официальным данным, сегодня более 90% госуслуг здесь доступны в режиме онлайн, а количество домашних подключений к Интернету по широкополосным каналам связи только за последние два года удвоилось. Это лишь некоторые результаты реализации технологического плана, воплощаемого в рамках Национальной программы действий по обеспечению роста экономики и повышению занятости населения, которая в свою очередь разработана для осуществления так называемой Лиссабонской стратегии стран ЕС. Подготовкой и реализацией предусмотренных этими документами мер в Португалии параллельно занимаются несколько госструктур, включая Министерство экономики и инноваций, Институт по поддержке малого и среднего бизнеса (IAPMEI) и Агентство по инвестициям и внешней торговле (AICEP), а интегральной оценкой текущей их деятельности могут служить слова премьер-министра страны Жозе Сократеша, констатировавшего, что на сегодняшний день Португалия экспортирует больше высокотехнологичных товаров, чем ввозит извне.

Через призму Portugal Tecnológico ‘2008

Некоторое представление о том, что сегодня находится в центре внимания структур, отвечающих за технологическое развитие страны, можно было составить на проведенной в конце ноября экспозиции Portugal Tecnológico ‘2008, организатором которой выступила Португальская промышленная ассоциация (Associação Industrial Portuguesa). В нынешнем году выставка состоялась во второй раз и в новом формате, в основу которого организаторы положили принцип разделения по вертикальным направлениям: здравоохранение, образование, транспорт и связь, перевозки, электронное правительство, безопасность, инновации/НИОКР, возобновляемые источники энергии, окружающая среда, туризм. Именно в этих сферах у португальских компаний сегодня есть что предложить потенциальным заказчикам и покупателям, и судя по всему государство не только заинтересовано в развитии этих компаний и продвижении их продукции на местный и зарубежные рынки, но и готово активно им в этом помогать. Собственно сама выставка — один из инструментов такой помощи. К участию в ней наряду с компаниями-спонсорами и немногочисленными зарубежными вендорами были приглашены наиболее интересные и перспективные с точки зрения организаторов местные фирмы, причем плата за аренду выставочной площади (а экспозиция разместилась в двух больших павильонах общей площадью 20 тыс. м2), как подтвердили сами участники, с них не взималась.

ИТ-реалии Португалии

Конечно, в первую очередь интерес для нас представляли местные ИТ-компании. Таковых оказалось немало, причем на выставке были представлены как давно образованные и уже достаточно зрелые структуры, так и стартапы. Вместе с тем можно выделить нечто общее, что всех их объединяет, — прежде всего это нацеленность на создание и продвижение собственного продукта (в основном программное обеспечение, программно-аппаратные комплексы и услуги по их внедрению и сопровождению), а также изначальная установка на то, чтобы со временем выйти на рынки других стран (в частности, даже небольшие предприятия зачастую поддерживают англоязычную версию своего сайта, а продукты разрабатывают с учетом возможности быстрой и простой локализации). К этому несомненно подталкивают местные реалии: хотя, по данным IDC, в 2007 г. суммарный объем ИТ-затрат в Португалии составил 2,8 млрд. евро (при количестве занятых в ИТ-индустрии порядка 97 тыс. человек), внутренний рынок страны, численность населения которой едва превышает 10 млн. человек, все же слишком мал, чтобы местные фирмы могли связывать перспективы своего развития только с ним. Это, видимо, хорошо понимают и в правительстве страны, поскольку здесь уже предусмотрены некоторые инструменты поддержки высокотехнологичных компаний на постоянной основе. В частности, с целью оказания помощи в привлечении инвестиций для развития бизнеса и продвижении продукции на зарубежные рынки в штате AICEP выделены специальные сотрудники, каждый из которых курирует несколько закрепленных за ним компаний.

Вряд ли стоит переоценивать значимость такой поддержки, хотя для компаний, стремящихся к развитию, она в любом случае полезна. Вместе с тем для ИТ-индустрии в целом, надо полагать, гораздо важнее то, что государство делает в расчете на более отдаленную перспективу, в частности, в сфере образования. Ведь перевод страны на технологические рельсы автоматически предполагает не только увеличение потребности в хорошо подготовленных инженерно-технических и научных кадрах (уже сегодня португальские ИТ-компании отмечают кадровую проблему в числе наиболее острых), но и повышение образовательного уровня всего населения как потенциального потребителя высокотехнологичных продуктов и услуг. В этом плане весьма интересной и неординарной представляется инициатива Magalhães (“Магеллан”), реализуемая в результате достигнутой правительством Португалии договоренности с корпорацией Intel и предполагающая на начальном этапе закупку для системы школьного образования 500 тыс. мобильных компьютеров Magalhães (в качестве основы взят разработанный Intel референсный дизайн Classmate PC). Уже к концу 2009 года такими компьютерами предполагается обеспечить всех учащихся начальных классов, причем те из них, кто по шкале социальной помощи попадает в первую и вторую категорию, получат ПК в личное пользование (для дома и для школы) соответственно бесплатно или по цене 20 евро, а все остальные смогут приобрести его за 50 евро. Производство Magalhães налажено на местном заводе компании JP Sa Couto, которая, по данным IDC, занимает пятое место на местном рынке ПК и серверов с архитектурой x86, а теперь получила серьезный карт-бланш для роста бизнеса. Примечательно, что общий принцип “для себя делать самим” (в частности, заказы на разработку ПО для госструктур и школьных учреждений размещаются среди португальских компаний) перенесен и на производство компьютеров для школьников, и в ближайшее время, как нам сообщили представители JP Sa Couto, завод намерен наладить собственную сборку системных плат для Magalhães.

Кстати, выполненный в форм-факторе традиционных нетбуков и имеющий схожую с ними конфигурацию Magalhães оказался востребованным и в корпоративном сегменте. Такой компьютер можно было увидеть на многих стендах Portugal Tecnológico ‘2008. Тому есть простое объяснение: имеющий влаго- и ударозащищенное исполнение (мало ли что с ним может случиться в руках ребенка) и розничную цену менее 300 евро, он отлично подходит на роль клиентского устройства вне офиса.

В расчете на разные сферы

Что же сегодня предлагают португальские ИТ-компании? Самые разные продукты и решения, ориентированные по большей части на сегмент СМБ и административные структуры (как и у нас, в Португалии государство является сегодня одним из крупнейших заказчиков).

Некоторые фирмы, как, например, Primavera BSS (не путать с американской Primavera Software, недавно приобретенной Oracle), играют на традиционном поле софтверных гигантов, и не безуспешно. Так, в арсенале упомянутой компании сегодня есть собственные ERP- и CRM-системы, BI- и портальное решения, а общее число пользователей этих продуктов на сегодняшний день превысило, по данным компании, 100 тыс. человек (в частности, ERP-систему Primavera BSS для себя выбрали местные представительства Epson и Mazda).

Унифицированные коммуникации — это то, что на слуху и что может реально помочь предприятиям СМБ. По крайней мере так считают в компании Critical Software, которая разработала семейство продуктов edgeBOX класса “Office-in-a-box”, объединяющих в одном устройстве функционал телефонной станции и IP-телефонии (IP-PBX), почтового и веб-сервера, сетевого факса, единого ресурса для обеспечения доступа к коллективному календарю-планировщику и базе контактов и многое другое. Различные версии edgeBox рассчитаны на поддержку от десяти до трёхсот пользователей, а управление этими устройствами может выполняться дистанционно. Это значит, что наряду с поставкой и инсталляцией этих систем интеграторы могут предлагать и недорогие услуги по их поддержке.

Между тем наибольшая часть продуктов португальских фирм создается в расчете на решение прикладных задач и на вертикальные рынки. Так, для фирм, специализирующихся на разработке и производстве упаковки, компания Sistrade разработала набор решений Sistrade Print, с помощью которых, например, можно быстро рассчитать стоимость заказа с учетом разных вариантов и критериев оптимизации, а также выбрать наиболее оптимальное оборудование для исполнения. А вот компания Intelligent Sensing Anyware (ISA), работающая в области телеметрии, предлагает решения для медицины и газовой промышленности. Эти решения уже внедрены в ряде проектов и позволяют, скажем, в дистанционном режиме контролировать состояние находящихся дома пациентов (через GSM-сети) и уровень заполнения танков в газовых хранилищах.

На медицинское направление ориентированы также стартап Plux, в активе которого сегодня есть компактные решения для контроля параметров человека в ходе спортивных занятий и восстановления утраченных в результате травмы двигательных функций, и компания Alert, предлагающая комплексные решения по переводу лечебного процесса в больницах на безбумажную основу и уже имеющая множество внедрений в разных странах (кстати, уже в апреле в решениях этой компании будет реализована поддержка кириллицы).

Весьма интересным нам показался разработанный фирмой Ambisig на базе внедорожника мобильный комплекс для контроля состояния дорог с автоматической привязкой данных к ГИС, позволяющий муниципалитетам точно планировать объем дорожных работ и контролировать их исполнение. Впрочем, это лишь одно из целого ряда интересных предложений фирмы. А компания YDreams порадовала креативным подходом к использованию интерактивных технологий. Представьте себе рекламное панно, центральным элементом которого оказывается не известная фотомодель, а любой прохожий, который к тому же может своими действиями влиять на сюжет рекламы. У таких интерактивных панно задерживаются подолгу, так что услугами YDreams уже воспользовались Adidas и Nokia (и не только). А интерактивные киоски и столы YDreams неизменно привлекали внимание посетителей Portugal Tecnológico ’2008.

Не оставлен без внимания и потребительский сегмент. Стартап QuiiQ, например, предлагает аппаратные системы (на платформе Microsoft Windows Media Center) и ПО, адаптированные для хранения и воспроизведения домашнего медиаконтента и обладающие расширенным по сравнению с традиционными решениями функционалом (в частности, для создания и пополнения собственной фильмотеки). Но при этом у фирмы есть и сложные продукты, рассчитанные на использование в домашней сети и позволяющие интеграторам превратить квартиру или коттедж заказчика в “умный дом”. А GPS-навигаторы компании Ndrive уже, наверное, известны многим нашим читателям по публикациям на данную тематику.

Это лишь несколько примеров, которые дают представление об общей направленности разработок португальских ИТ-фирм.

Вместо заключения

На сегодняшний день многие португальские ИТ-предприятия уже имеют опыт работы на зарубежных рынках (помимо соседних европейских стран к таковым можно отнести также Бразилию, в отдельных случаях США, некоторые страны Юго-Восточной Азии) и проявляют очевидную заинтересованность в увеличении численности своих зарубежных партнеров. Российский рынок большинство компаний, с представителями которых довелось побеседовать, пока воспринимает как заманчивую перспективу завтрашнего или даже послезавтрашнего (с учетом складывающейся в мире ситуации) дня, но уже есть и первопроходцы. В частности, Critical Software, как сообщил её представитель, в ноябре подписала соглашение с российским партнером, и сейчас идет подготовка к выводу её продуктов на наш рынок.

А стартап QuiiQ уже имеет своих представителей в России и на Украине и заинтересован в контрактах на предустановку своего ПО на продаваемые в этих странах компьютеры.

Выход на российский рынок потребительских GPS-устройств планирует и компания Ndrive, правда, пока здесь не называют конкретных сроков по вполне понятным причинам: в последнее время отмечается высокая нестабильность спроса на зарубежных рынках, и пока нет ясности, как будет развиваться кризис, приходится думать не столько о развитии, сколько о сохранении бизнеса.

Впрочем, не исключено, что как раз в условиях кризиса продукты португальских компаний могут заинтересовать более широкий круг российских ИТ-фирм и заказчиков, которым в новых условиях понадобятся недорогие и заточенные на конкретные задачи решения. Тогда, наверное, стоит внимательнее присмотреться и к предложениям португальских ИТ-фирм.

Компании, к которым стоит присмотреться


Alert
Ambisig
Critical Software
ISA
Ndrive
NGNS
Nonius Software
Plux
Primavera BSS
QuiiQ
Siscog
Sistrade
YDreams