На выставке ГОСЗАКАЗ-2008 можно было познакомиться с целым рядом систем для автоматизации управления госзакупками в регионах страны. Одним из таких решений, уже реализованных и заинтересовавших посетителей, оказалась система GPMS, представленная фирмой Naumen совместно с правительством Свердловской области.

Вступивший в силу в 2006 г. закон № 94-Ф3, имеющий антикоррупционную направленность и регламентирующий единый порядок размещения госзаказов в России с последующими правительственными дополнениями и коррективами, затронул всех, кто связан с госзакупками (см. PC Week/RE, № 1/2008). Неотложная задача поиска оптимальных путей, позволяющих выполнять требования законодательства по госзакупкам, встала и перед руководителями Свердловской области. После изучения закона здесь пришли к выводу, что традиционными методами решить ее не получится. По словам начальника Управления информатизации и телекоммуникаций областного правительства Сергея Толстых, проблема осложнялась тем, что в распределении и выполнении государственных и муниципальных заказов принимают участие свыше двух тысяч региональных организаций, причем в прямые и косвенные взаимоотношения по этим вопросам могут вступать несколько тысяч пользователей, находящихся друг от друга в десятках и даже сотнях километров и не всегда готовых во время подготовки и проведения торгов встретиться очно. “В такой ситуации, — продолжает г-н Толстых, — мы поняли, что единственный выход для исполнения 94-го закона заключается в создании нового механизма, обеспечивающего проведение виртуальных торгов”.

Проблемы выбора

Заказчиком проекта по разработке и реализации механизма — точнее, системы по подготовке и проведению таких торгов — выступило правительство Свердловской области, а непосредственно этой проблемой занялось входящее в его структуру Управление информатизации и телекоммуникаций.

“Тщательно проработав вопрос, — вспоминает Сергей Толстых, — мы обозначили направление работ: автоматизация размещения и контроля заказов через Глобальную сеть, формирование реестра контрактов, налаживание электронного документооборота и т. п. По сути нужно было реализовать самостоятельный и масштабный проект на основе инфраструктуры распределенного доступа в целом регионе, что само по себе является очень непростой задачей”.

Представив объем и сложность решения и приняв во внимание отсутствие собственного опыта в выполнении таких работ, сотрудники Управления информатизации и телекоммуникаций сочли целесообразным провести открытый конкурс по выбору разработчика. Его победителем была признана уральская компания Naumen, которая уже имела разработки подобных масштабов и сложности и накопившая опыт в этой области. “В решении, которое предложила Naumen, более глубоко проработаны функции контроля при размещении сообщений о заказах для государственных и муниципальных нужд, — пояснил г-н Толстых. — Что это означает? Что многие параметры сообщений о закупках контролируются на уровне проверок, выполняемых системой, а всё остальное отслеживается (если включены соответствующие опции) ревизорами из отдела контроля размещения заказов через специальные задания внутри системы перед публикацией сообщений на сайте”. Руководитель направления систем управления закупками (GPMS) компании Naumen Роман Довбня дополняет: “В нашей системе GPMS фактически отсутствует этап планирования закупок, но зато цепочка проведение торгов — заключение контракта обладает оптимальным, на наш взгляд, соотношением глубины проработки функций к их достаточности для таких категорий пользователей системы, как заказчики, контролирующие органы, участники проведения торгов”.

На пути к цели: этапы работ

Для начала заказчик сформулировал свои бизнес-требования, и после заключения контракта в августе 2006 г. проект стартовал. Системное проектирование и разработку системы управления закупками выполняли специалисты Naumen. Проект был реализован в сжатые сроки — за семь месяцев.

Все работы производились в три этапа. На первом, в августе 2006 г., был разработан технический проект по созданию и адаптации Web-портала к бизнес-требованиям заказчика. На втором, с сентября по ноябрь, в соответствии с техническим проектом был разработан и инсталлирован Web-портал контроля размещения заказов. После испытаний состоялась передача его в опытную эксплуатацию, которая осуществлялась государственными заказчиками — ГРБС (главные распорядители бюджетных средств) и УПБС (уполномоченные получатели бюджетных средств). В ходе третьего этапа (декабрь 2006-го — февраль 2007-го) были произведены доработка и адаптация Web-портала по результатам опытной эксплуатации, его передача в промышленную эксплуатацию и обучение пользователей. Причем к опытной эксплуатации Web-портала в феврале подключились муниципальные заказчики, а в эксплуатации промышленной, которая началась в марте 2007 г., участвовали все госзаказчики (как ГРБС, так и УПБС).

По окончании основного этапа работ было проведено нагрузочное тестирование системы, которое показало, что при трехстах одновременно работающих в ней пользователях и при десяти обращениях одного пользователя в минуту время отклика системы на каждый запрос составляет две секунды, что считается приемлемым. При обращении к карточкам заказов на запрос одного пользователя в среднем передается 40 Кб данных (таковы объемы этих форм без учета передачи импортированных в систему файлов).

Камни на пути

“Всего за один месяц после начала промышленной эксплуатации информационная система охватила очень много пользователей (около 4000, не считая внешних потребителей информации) по всей Свердловской области, — рассказал Сергей Толстых. — Собственно, эта система является мощным интерактивным и современным информационным ресурсом, предоставляющим одинаковый уровень сервиса как крупному городу, так и небольшим муниципалитетам. Всё вместе это предъявляет высокие и в то же время однородные квалификационные требования к пользователям системы”.

Еще одним камнем на пути внедрения системы, по словам г-на Толстых, оказались медленные каналы связи. “Нужно было учитывать, — добавляет он, — что пользователями информационной системы являются как крупные, так и небольшие государственные и муниципальные организации, которые в основной своей массе сегодня пока не располагают широкополосными высокоскоростными каналами передачи данных и вынуждены работать через стандартные каналы связи. Ввиду этого к системе предъявлялись особые требования по снижению трафика передаваемых данных и уменьшению времени отклика на запросы пользователей”.

Однако и здесь выход был найден: информацию, которую пользователи передают в систему и получают из нее, удалось структурировать, с тем чтобы она проходила небольшими информационными блоками. Такое решение позволило оптимизировать передаваемый трафик, что и обеспечило устойчивую работу на медленных каналах связи. Вместе с тем надо отметить, что некоторые организации — пользователи системы смогли модернизировать свои каналы передачи данных, увеличив их пропускную способность.

Другой проблемой, с которой столкнулись разработчики, стала разношерстность пользовательских рабочих станций, находящихся в разных населенных пунктах. Требовалось обеспечить беспроблемное их подключение к единой торговой сети. “Понимая эту особенность, — говорит г-н Довбня, — наши инженеры изначально стремились спроектировать систему управления госзакупками по типу полного интернет-приложения, причем максимально приспособленного к любым ОС и интернет-браузерам, которые могли быть установлены на удаленных рабочих станциях. В результате доля таких станций, потребовавших программной модернизации для работы с системой, составила менее 0,3%”.

Кроме того, по его словам, множество вовлеченных в функционирование информационной системы организаций и пользователей создавало проблему программной совместимости разных ИТ-инфраструктур. Эта проблема общими усилиями заказчика и исполнителя была решена.

Роман Довбня добавляет: “Еще одной проблемой со стороны исполнителя, требовавшей решения, была необходимость поиска компромисса между достаточностью детализации свойств объектов системы, необходимой для получения аналитической информации, и простотой работы пользователей. Надо отметить, что многие проблемы мы решали удаленно: например, настройки серверов выполнялись в дистанционном режиме, а консультации пользователям системы наши инженеры вместе со специалистами заказчика предоставляли по “горячей” телефонной линии”.

Помимо указанных успешно преодоленных препятствий во время реализации проекта как заказчику, так и исполнителю приходилось отслеживать текущие изменения в 94-м законе, которые принимались на правительственном уровне. Так, во второй половине 2007 г. были выполнены доработки Web-портала закупок в соответствии с изменениями, отраженными в федеральных законах № 53-ФЗ и № 218-ФЗ.

Что сделано

Система базируется на двух программных серверах — баз данных и приложений, функционирующих под управлением ОС Windows 2003 Server. На сервере баз данных используется СУБД PostgreSQL 8 (8.2.3), на сервере приложений установлены Apache Tomcat 5.0.28 и MS Office 2003 (для формирования документов по шаблонам). Монтаж серверов и установку общесистемного ПО выполнил заказчик, а инсталляцию ПО Web-портала — специалисты Naumen.

По словам Сергея Толстых, востребованными оказались практически все функции системы: торги, открытый конкурс, запрос котировок, открытый аукцион, реестр контрактов (государственных и муниципальных), подсистема ревизий сообщений и сведений по контрактам, вывод на печать результатов торгов, работа с жалобами и предписаниями, подсистема отчетов, внешний сайт системы, через который осуществляются поисковые запросы участников размещения заказов. Так что в целом функциональный состав покрывает практически все (на сегодняшний день) потребности заказчика.

Интерфейс системы для всех функциональных блоков — однотипный, информация структурирована и упорядочена последовательно и логично в соответствии с ее появлением в реальной жизни. Были разработаны как краткие, так и подробные, хорошо иллюстрированные инструкции для пользователей. Для оперативной “живой” поддержки пользователей организована телефонная линия на базе контакт-центра Naumen.

В настоящее время системой для проведения торгов пользуются примерно 2,5 тыс. организаций, а число пользователей системы составляет более 4 тыс.; при этом в режиме on-line во внутренней части Web-портала постоянно работает более 50 пользователей одновременно. Ежедневно число внешних (через Интернет) обращений к системе (на 80% с поисковыми запросами) достигает 15 тыс.

На сегодняшний день с помощью внедренной системы на состоявшихся электронных торгах (конкурсы, аукционы, котировки) было реализовано 33 126 лотов на сумму более 39 млрд. руб.

Итоги и перспективы

В апреле 2007 г. система управления госзакупками была запущена в промышленную эксплуатацию. “Сразу заявлять о победе мы не спешили, — отметил Сергей Толстых. — Очень непросто дался нам этот масштабный проект стоимостью в 7,5 млн. руб. С ним у нас были связаны определенные риски и в то же время надежды. Нужно было уверенно освоить во всем регионе довольно сложный для многих организаций и пользователей технологический процесс, удостовериться в надежности работы оборудования и ПО, убедиться, что тысячи заказов будут вовремя вводиться в реестр и отображаться на Web-портале, контролироваться и участвовать в электронных торгах, к которым должны иметь доступ конкуренты, предлагающие свои услуги, товары и т. п. Кроме того, немаловажным вопросом для нас является и экономичность всей системы, затраты на ее поддержку. Для того чтобы уверенно заявить, что мы достигли целей, которые поставили перед собой и подрядчиком при реализации проекта, потребовался без малого год. Но сегодня я считаю себя вправе заявить о том, что поставленные цели достигнуты, а проект в целом можно назвать успешным, несмотря на трудности, которые приходилось преодолевать совместно с нашими партнерами. Система вполне доказала свою работоспособность как с точки зрения надежности, так и с точки зрения производительности”.

Сопровождением всей системы занимается исполнитель, выбранный на конкурсной основе, в то время как заказчик выступает лишь в роли пользователя. Система представляет собой живой организм — постоянно находится в развитии. Так, сейчас проходит опытную эксплуатацию открытый аукцион в электронной форме (электронная торговая площадка) и готовятся необходимые для его функционирования законодательные акты Свердловской области.

Впоследствии планируется внедрение подсистемы уведомлений поставщиков. У пользователей появилась перспектива дальнейшей автоматизации своей деятельности, например, с помощью системы электронного документооборота или других продуктов Naumen, которые будут интегрированы с системой государственных закупок.

Говоря об основных уроках, извлеченных из проекта, Роман Довбня отметил: “При таком масштабном по числу пользователей внедрении организация телефонной линии поддержки обязательна, для чего необходимо инсталлировать и использовать контакт-центры. Другой вывод, который мы сделали для себя, заключается в том, что при проектировании такой масштабной системы обязательно нужно находить компромисс между эффектным дизайном пользовательского интерфейса и его работоспособностью в любых ИТ-инфраструктурах”.