Этот вполне очевидный тезис наглядно подтверждается на примере активности отечественных законодателей: если в предыдущих созывах Госдумы, там практически тема ИТ и Интернета просто не было, то в нынешнем она быстро набрала обороты, более того – именно Интернет-законы наиболее часто освещались в СМИ.
Как этот отмечалось еще полтора года назад в отчете РАЭК, практически все принятые законы регулирования в сфере Интернет носили запретительный характер. В прошлом году у Госдумы дошли руки и до ИТ, был принят ФЗ-188 (Реестр ПО и пр.), который продолжил эту традицию.
[spoiler]
От себя уже замечу, что большинство принятых Интернет-законов подтвердило давнее наблюдение: "суровость российских законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения". По моим оценкам, как минимум половина принятых И-законов работает в минимальной степени или не работает вовсе.
Еще одна особенность активности в сфере ИТ/Инет-законодательства – большое число инициатив (причем как правило, также запретительных), которые так инициативами и остаются. Но вот одну такую инициативу нынешняя Госдума, кажется, намерена довести до статуса закона, до прихода своей смены, пополнив счет своим "достижениям".
Речь идет о законопроекте № 1039149-6, внесенном 07.06.2016 на рассмотрение Госдумы депутатами И.А.Яровой, А.К.Пушковым, Н.В.Герасимовой и примкнувшим к ним членом Совета Федерации В.А.Озеровым. 22 июня этот документ будет рассматриваться во втором чтение с большими шансами успешно пройти эту процедуру, а там и третье чтение не заставит себя знать.
И по этому поводу 21 июня РАЭК опубликовал свою "официальную позицию", как я понял из текста – негивную. Но я сразу должен отметить, что они как-то явно припозднились с публикацией своего мнения…
Так в чем суть вопроса?
В исходном варианте законопроекта Яровая&Ко предлагали ввести требование к операторам связи хранить содержание переписки и переговоров в течение трех лет.
Тут нужно напомнить, что два года назад был принят закон, которые обязывал операторов хранить в течение полугода информации о фактах связи (но не содержимое).
Что называется – "почувствуйте разницу"! Одно дело факт телефонного звонка (время, кто, кому), другое – о чем там шел разговор.
Эта инициатива депутатов заставила содрогнуть не только Интернет-сообщество, но даже представителей правительства. Одно дело хранить несколько сот байтов информации о факте, совсем другое – десятки мегабайт по каждой коммуникации (в том числе и передаваемые мультимедиа).
Отмечу, что хотя законопроект идет с обоснованием "национальная безопасность", сразу возникло предположение, что тут не обошлось без лоббирования интересов поставщиков систем хранения данных. И в этом плане было бы вполне логично ожидать включение в закон требование использовать СХД какого-нибудь "единого поставщика"…
В общем, даже правительство (вице-премьер Дворкович, Минкомсвязи) решили, что такие аппетиты депутатов будут неподъемны для Интернет-провайдеров. И депутаты вняли – снизили свои требования для срока хранения с трех лет до полугода.
НО!
Решили нанести еще один удар по правам граждан и по Интернет-провайдерам. К завтрашнему обсуждению в Госдуме в законопроекте появилась дополнительное требование - предоставлять спецслужбам ключи для шифрования сообщений!
Видимо на депутатов произвела сильное впечатление недавняя история "Apple против ФБР" (которая, кстати, идет с перевесом Apple – ключи не давать!) и они хотят решить сложную проблему простым способом типа "взять и поделить" (в данном случае – "обязать").
Вот по этому поводу ФАЭК высказать свое мнение:
Да, именно так: законопроект, вроде как, направленный на повышение национальной безопасности, на деле – подрывает ее!!!
То есть тут при некотором желании можно даже завести о каких-то антигосударственных помыслах инициаторов законопроекта….
Но я тут хотел бы обратить внимание на этот фрагмент:
Законопроект..ставит российские компании в неравное положение… |
Доказательство этого тезиса очень простое.
Российские компании просто физически не смогут выполнить требование закона (в том числе по хранению огромных массивов данных).
А для зарубежных операторов этот наш местный закон, понятное дело (проверено на предыдущих законах), - не закон!!
И что будут делать российские операторы связи? У них будет два варианта: или закрываться, или становиться зарубежным.
Но в любом случае российских операторов связи может просто не остаться…
Я готов обсуждать мотивы действий депутатов, в том числе публично. Но не тут.
Давайте вернемся к теме поста. Я там не обсуждал мотивы действия депутатов. Я просто рассказал, что они делают.
Берем СХД Хуавей, лепим на него "ЧТЗ" - вуаля. Эта схема уже используется.